МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Играем и познаем грамоту»

Муравьева Маргарита
Мастер-класс для воспитателей «Играем и познаем грамоту»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Показать педагогам эффективность использования дидактических игр в подготовке к обучению старших дошкольников грамоте и продемонстрировать педагогический опыт проведения игр.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;

2. Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте;

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Играем и познаем грамоту“» размещена в разделах

3. Сформировать у участников мастер класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование дидактических игр при подготовке к обучению старших детей грамоте.

Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка детей к школе. Одна из форм подготовки детей - это занятия по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, а так же в усвоении русского языка в целом.

И так как игра –это основной вид деятельности дошкольника, наша задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. И самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, а скучный – интересным.

В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.

Игры, которые я применяю на практике, я бы разделила, условно, на пять групп, согласно их развивающим задачам.

1. Игры на выделение и интонирование звуков. Игры, помогающие определить позицию звука в слове.

Игра № 1 "Какой звук потерялся?"

Игровой материал : кукла. Правила игры: рассказываем детям о том, что в некоторых словах потерялись первые звуки.

Произносим слова, не проговаривая первый звук. Дети произносят искаженные слова правильно и указывают, какой звук потерялся, произнося его отдельно.

Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:

. иван,. каф,. тул и т. д.

Что хотела сказать кукла?

А теперь потерялся последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: "Сто. ,

сту., тарелк. и т. д. "

"В СТРАНЕ ЗВУКОВ"

Правила игры: Ребята, если б мы с вами попали в страну звуков, то обнаружили бы, что там жители не называют друг друга по именам. Там говорят только первый и последний звуки имени. Например:

Вова - [В-А]

Серёжа - [С- А]

Баранкин - [Б - Н]

и т. д.

Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков.

"ПОДАРКИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ"

Правила игры: Ребята, у лесных зверушек день рождения. Мы подарим им много разных подарков. Но подарить такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверушки, например:

зайчику - зонтик, звонок, задачник;

лисенку - леденец, ленту и лейку;

лосенку - лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарить волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

Какие подарки можно подарить детенышам животных: козлёнку, жеребенку,

щенку, осленку и верблюжонку?

2. Игры и упражнения для развития произносительной стороны речи, способствующие восприятию речи и её фонетическому оформлению.

Назовите эти предметы. (карточки)

Назови слова со звуком «сь».

Назови слова со звуком «с».

3. Игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике.

Для закрепления понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки» у детей, провожу игры:

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.

Оборудование: наборы предметных картинок на заданные звуки.

Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишний предмет, обосновывая свой выбор. Например, белка лишняя, потому что в этом слове первый звук [Бь], а в словах «барабан, ботинок, бобер» первый звук [Б].

«Камень - вата».

Ход игры: называю слова, дети повторяют, выделяя первый звук, определяют мягкость и твёрдость согласного звука, при этом твёрдость указывают, сжав кулачки, а мягкость раскрытыми ладошками.

Слова для игры: Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, мясо, мандарин. магнит, медведь.

4. Игры, развивающие у детей буквенный гнозис.

Буквенный гнозис, это узнавание букв и написание букв

Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:

«Допиши буквы»

«Какая буква выглянула в окошко?»

В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.

Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы, но и развивают пространственное мышление и внимание.

«Сколько букв на картинке?»

5. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения.

"Накорми зверей".

У детей картинки с изображением животных и птиц. которых они будут "кормить". На столе карточки с названиями кушаний. Карточки перевёрнуты, дети по очереди открывают и читают названия. Кому что предложить.

"Перевод с вороньего"

. Ворона все слова называет словом "кар". надо им дать человечьи названия. т. е. ребёнок должен дополнить, дописать слова, которые начинаются на "кар"- картина, карандаш, карлик, карусель. Аналогично можно играть "Перевод с козьего" (слова на "МЕ", "Перевод с гусиного" - слова на "га")

"Найди слово по половинке"

Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

Еще расскажу об играх и приемах, применяемых при выделении ударения в словах:

«Похвали слово» - данный прием помогает услышать ударный слог. Например: «ай, да сОлнышко», «ай, да машИна» и т. д.

Эффективен и народный метод: Дети, сидя за столом, ставят кулачки на стол один на другой, подбородок расположен над кулачками. При произнесении ударного звука в слове подбородок коснется кулачков.

Тренирую постановку ударения в игре «как правильно?»

В многосложных словах поочередно ставлю ударение на кажный слог, дети выбирают правильный вариант.

лУна – лунА

кАша – кашА

Улица - улИца – улицА

мАлина – малИна – малинА

тИшина – тишИна – тишинА

рАкета – ракЕта – ракетА

Таким образом, игра способствует сенсорному и умственному развитию, закрепляет и обогащает приобретенные знания, и на этой благодатной почве развиваются речевые возможности. Игровые технологии в процессе обучения грамоте позволяют поддерживать интерес детей к данному разделу, помогают избежать школьных трудностей и повышают речевые и интеллектуальные возможности детей.

Я хочу, чтобы показанные мною игровые технологии использовались педагогами в практической работе.

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

Фотоотчет о экспериментальной деятельности «Экспериментируем с красками — познаем мир»Фотоотчет о экспериментальной деятельности «Экспериментируем с красками — познаем мир» В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных.

Гуляем, наблюдаем и познаем мирГуляем, наблюдаем и познаем мир Прогулка в детском саду – это систематичный и тщательно спланированный процесс. В него входят: • наблюдения за живой и неживой природой;.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Проект «Мир познаем — многое узнаем!»Проект «Мир познаем — многое узнаем!» Проект Мир познаем- многое узнаем!»Средняя группа. Актуальность: В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного.

Путешествие к полюсам. Познаем, играем и рисуем (фотоотчёт)Путешествие к полюсам. Познаем, играем и рисуем (фотоотчёт) На прошлой в рамках лексической темы «Животные холодных стран» мы с детьми отправлялись в путешествие к Южному и Северному полюсам. Наше.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Советы родителям маленьких экспериментаторов «Познаем мир»Советы родителям маленьких экспериментаторов «Познаем мир» Познаем мир Целью опытно-экспериментальной деятельности младших дошколят является формирование и расширение представлений об объектах окружающего.

Совместная деятельность по введению в грамоту «Теремок» с детьми младшего дошкольного возрастаСовместная деятельность по введению в грамоту «Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель:закрепление правильного произношения звуков, использование интонационной выразительности, развитие произвольных движений рук. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Играем и познаем грамоту»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 07:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Играем и познаем грамоту»» (включая файлы) размещена пользователем Муравьева Маргарита (УИ 2212509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД