Муравьева Маргарита
Мастер-класс для воспитателей «Играем и познаем грамоту»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Показать педагогам эффективность использования дидактических игр в подготовке к обучению старших дошкольников грамоте и продемонстрировать педагогический опыт проведения игр.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;
2. Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Играем и познаем грамоту“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Сформировать у участников мастер класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование дидактических игр при подготовке к обучению старших детей грамоте.
Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка детей к школе. Одна из форм подготовки детей - это занятия по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, а так же в усвоении русского языка в целом.
И так как игра –это основной вид деятельности дошкольника, наша задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. И самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, а скучный – интересным.
В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.
Игры, которые я применяю на практике, я бы разделила, условно, на пять групп, согласно их развивающим задачам.
1. Игры на выделение и интонирование звуков. Игры, помогающие определить позицию звука в слове.
Игра № 1 "Какой звук потерялся?"
Игровой материал : кукла. Правила игры: рассказываем детям о том, что в некоторых словах потерялись первые звуки.
Произносим слова, не проговаривая первый звук. Дети произносят искаженные слова правильно и указывают, какой звук потерялся, произнося его отдельно.
Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:
. иван,. каф,. тул и т. д.
Что хотела сказать кукла?
А теперь потерялся последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: "Сто. ,
сту., тарелк. и т. д. "
"В СТРАНЕ ЗВУКОВ"
Правила игры: Ребята, если б мы с вами попали в страну звуков, то обнаружили бы, что там жители не называют друг друга по именам. Там говорят только первый и последний звуки имени. Например:
Вова - [В-А]
Серёжа - [С- А]
Баранкин - [Б - Н]
и т. д.
Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков.
"ПОДАРКИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ"
Правила игры: Ребята, у лесных зверушек день рождения. Мы подарим им много разных подарков. Но подарить такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверушки, например:
зайчику - зонтик, звонок, задачник;
лисенку - леденец, ленту и лейку;
лосенку - лопатку, лыжи и лакомство.
А что подарить волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?
Какие подарки можно подарить детенышам животных: козлёнку, жеребенку,
щенку, осленку и верблюжонку?
2. Игры и упражнения для развития произносительной стороны речи, способствующие восприятию речи и её фонетическому оформлению.
Назовите эти предметы. (карточки)
Назови слова со звуком «сь».
Назови слова со звуком «с».
3. Игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике.
Для закрепления понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки» у детей, провожу игры:
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.
Оборудование: наборы предметных картинок на заданные звуки.
Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишний предмет, обосновывая свой выбор. Например, белка лишняя, потому что в этом слове первый звук [Бь], а в словах «барабан, ботинок, бобер» первый звук [Б].
«Камень - вата».
Ход игры: называю слова, дети повторяют, выделяя первый звук, определяют мягкость и твёрдость согласного звука, при этом твёрдость указывают, сжав кулачки, а мягкость раскрытыми ладошками.
Слова для игры: Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, мясо, мандарин. магнит, медведь.
4. Игры, развивающие у детей буквенный гнозис.
Буквенный гнозис, это узнавание букв и написание букв
Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:
«Допиши буквы»
«Какая буква выглянула в окошко?»
В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.
Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы, но и развивают пространственное мышление и внимание.
«Сколько букв на картинке?»
5. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения.
"Накорми зверей".
У детей картинки с изображением животных и птиц. которых они будут "кормить". На столе карточки с названиями кушаний. Карточки перевёрнуты, дети по очереди открывают и читают названия. Кому что предложить.
"Перевод с вороньего"
. Ворона все слова называет словом "кар". надо им дать человечьи названия. т. е. ребёнок должен дополнить, дописать слова, которые начинаются на "кар"- картина, карандаш, карлик, карусель. Аналогично можно играть "Перевод с козьего" (слова на "МЕ", "Перевод с гусиного" - слова на "га")
"Найди слово по половинке"
Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.
Еще расскажу об играх и приемах, применяемых при выделении ударения в словах:
«Похвали слово» - данный прием помогает услышать ударный слог. Например: «ай, да сОлнышко», «ай, да машИна» и т. д.
Эффективен и народный метод: Дети, сидя за столом, ставят кулачки на стол один на другой, подбородок расположен над кулачками. При произнесении ударного звука в слове подбородок коснется кулачков.
Тренирую постановку ударения в игре «как правильно?»
В многосложных словах поочередно ставлю ударение на кажный слог, дети выбирают правильный вариант.
лУна – лунА
кАша – кашА
Улица - улИца – улицА
мАлина – малИна – малинА
тИшина – тишИна – тишинА
рАкета – ракЕта – ракетА
Таким образом, игра способствует сенсорному и умственному развитию, закрепляет и обогащает приобретенные знания, и на этой благодатной почве развиваются речевые возможности. Игровые технологии в процессе обучения грамоте позволяют поддерживать интерес детей к данному разделу, помогают избежать школьных трудностей и повышают речевые и интеллектуальные возможности детей.
Я хочу, чтобы показанные мною игровые технологии использовались педагогами в практической работе.