Евгения Дмитриева
Мастер-класс для воспитателей «Формирование нравственных основ финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Аркадака Саратовской области
412210, Саратовская область
г. Аркадак, ул. Ленина, 32
Тел. (845-42) 4-10-24
Мастер-класс для воспитателей на тему :
«Воспитание нравственных основ финансовой грамотности»
Подготовила:воспитатель
1 квалификационной категории
Дмитриева Е. В.
Аркадак 2023
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Формирование нравственных основ финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Мастер-класс для воспитателей
«Воспитание нравственных основ финансовой грамотности»
Закон об образовании
С 1 сентября мы работаем с детьми по федеральной образовательной программе. Основные условия обучения и воспитания для детей не изменились, так как ФОП разработали в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Теперь дошколят будем не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.
Задачи по ФГОС и ФОП
Если в трудовом воспитании согласно ФГОС содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей, то в ФОП в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.
Если посмотреть задачи трудовой деятельности по возрастам, то от 5 до 7 лет мы увидим пункт: формирование элементарной финансовой грамотности, знакомство с элементарными экономическими знаниями.
Актуальность формирования финансовой грамотности дошкольников
Необходимость экономического образования наряду с трудовым и нравственным обусловлено тем, что в России увеличиваются негативные тенденции потребительского характера: стремления к богатству любыми средствами, обогащению, накопительству. При этом снизилась трудовая направленность, исчезло уважение к честному зарабатыванию денег.
Исследования
В журнале «Дошкольное воспитание» в 2010г. была опубликована статья «Богатство и бедность глазами дошкольников» А. Д. Шатовой. В ней описывалось длительное исследование с 1989 года, которая, что дети тоже переживают экономические ситуации в стране. А так же увеличившееся количество негативные суждения детей старшего дошкольного возраста о том, как можно стать богатым и от куда берутся деньги. В ходе беседы были такие ответы детей как: деньги можно отксерить, найти клад, деньги можно нарисовать, что-то продать дорогое. Или же большинство детей оценивали богатых людей негативно, то есть оценивали не человека, а его достаток.
От сюда и возникает актуальность воспитания нравственных основ финансовой грамотности. Выдвигается задача нравственно-трудового воспитания.
Исходя из целей и задач ФОП, мы выделили для себя следующие цели в воспитании финансовой грамотности дошкольников :
Прививать уважение к людям, умеющим трудиться, дать понятие, что всякий труд почетен, важен и необходим, что любая профессия украшает, если человек хорошо трудится и знает свое дело.
Воспитывать уважение к профессиям членов семьи, гордость за их труд, профессиональные достижения
Для знакомства профессиями, мы используем художественную литературу: стихотворение С. М. Михалкова «А что у вас?», сказка К. Д. Ушинского «Два плуга»; стихи о труде и профессиях Е. Шаламонова, В. Я. Брюсова, Ю. Тувим «Все для всех», Н. Т. Харитонова «Выбор за тобой», Дж, Родари «Чем пахнут ремесла» и др.
Разучиваем с детьми пословицы и поговорки о труде, разгадываем загадки.
В методичке «Играем в экономику» прилагается целый список литературы для чтения на эту тему.
Беседуем с детьми о профессиях членов семьи и результатах их труда. В беседах, совместной деятельности заостряем внимание на важности каждой профессии ее пользе для обществ. В течении дня благодарим персонал детского сада, за их труд и заботу.
В каждой группе у нас организованны картотеки игр, которые помогают запомнить и закрепить знание профессий, такие как: «Где ошибся художник?», лото-ассоциации «Профессии», «Все профессии нужны, все профессии важны» и д. р. Рассматриваем альбомов «Профессии» и т. д.
Большую роль отводим сюжетно-ролевым играм, которые знакомят детей с деятельностью различных профессий. В группах оформлены по возрасту уголки.
Используем подвижные игры, например: «Выбери профессию».
Так же в рамках экономического воспитания здесь следует подвести детей к тому, что ценится только тот труд, который сделан качественно, старательно. Предметы или услуга, сделанная плохо, никому не нужна.
То есть, то что мы делали раньше для познавательного развития детей, социально-коммуникативного, сейчас это в ключе финансовой грамотности дошкольников.
Научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат деятельности труда людей, видеть красоту человеческого творения
Чтобы научить детей ценить мир вещей, как результат труда человека, мы знакомим детей с предметом рукотворного мира, с теми кто? Как? из чего? и для чего? сделал те или иные предметы. Беседуем с детьми о предметах, которые живут очень долго (картина, посуда, дома, и т. д., что предметы и создаются, для того чтобы они служили долго и радовали нас, что наибольшую пользу приносят предметы, которые сделаны качественно, на совесть. Подводим детей к тому, каким богатством человеческого творения они владеют.
Чтобы сформировать представление, что в каждую вещь вложен труд и к нему надо относиться с уважением, мы показываем презентации, картинки или беседуем, о пути предмета до того момента как он попал к нам в руки, какой длинный путь он проделал и сколько людей принимали в этом участие. Можно сравнить как жили люди в древности и сейчас. Как изменилась наша жизнь, с появлением этих предметов. Показать предметы, которые дошли до нас.
Признать авторитетными качества человека-хозяина (этическую и экономическую значимость, которых следует возрождать); бережливость, экономность,рациональность, деловитость, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость
Соблюдать чистоту и порядок, бережно обращаться с игрушками, книгами, материалам, инструментами для игр и труда, не тратить ничего зря. Личным примером показывать культуру поведения в быту, экономить электроэнергию, воду. Это тоже основы финансовой грамотности.
Мы проводим с детьми эксперименты: оставляем капающую воду из крана и подставляем ведерко, через некоторое время возвращаемся к крану, смотрим, сколько воды утекло и делаем вывод, что кран нужно закрывать плотно. Так же можно проделать и с счетчиком электроэнергии, показать как он крутится с выключенным светом и с включенным. Так мы воспитываем бережное отношение к ресурсам страны.
Чтобы привить детям бережное отношение к вещам, мы совместно с детьми чиним книжки, ремонтируем и стираем кукольную одежду.
На примере народной мудрости (пословиц, поговорок, сказок) обсуждаем почему во все времена достойными считали: доброту, честность, щедрость, благородство, трудолюбие, способность к сочувствию, а недостойными: порча вещей, небрежность, жадность, лень.
Воспитанники старших групп помогают делать счетный материал для малышей, здесь воспитатель учит детей не только экономно расходовать материал, но и воспитывает отзывчивость, желание помочь.
В повседневной работе мы поощряем инициативу детей к самостоятельной трудовой деятельности, у нас организованны дежурства в уголках природы и столовой, дети сами готовят необходимое оборудование к занятию и убирают по окончанию, побуждаем к помощи в уборке младшему воспитателю, трудимся на участке (посадка лука, в клумбе (обрываем засохшие листочки, подметаем листву осенью и т. д.
Беседуем с детьми о пользе их труда для окружающих, побуждаем выполнять работу качественно, старательно, привлекаем к наведению порядка в игровых уголках.
Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности
Мы даем понятие детям о том, что хорошо, когда выбранная профессия приносит не только заработок, но и удовольствие. Поэтому проявление интереса, творчества в каком-либо виде деятельности, помогает развитию способностей к будущей профессии, самостоятельности, уверенности в выборе трудовой деятельности в будущем.
Литература
Для работы в этом направлении мы взяли за основу следующую литературу:
1. А. Д. Шатова «Тропинки в экономику»
2. Образовательное пространство ДОУ «Играем в экономику»
3. «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» примерная парциальная программа дошкольного образования Банка России.