Светлана Анатольевна Травина
Мастер-класс для студентов педагогического колледжа
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для студентов педагогического колледжа
Тема:
«Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Цель: познакомить вас, будущих педагогов, с эффективными методами и приёмами развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Давайте поговорим о том, что любое театрализованное представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды, безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для студентов педагогического колледжа» размещена в разделах
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2018
Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т. д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пантомимики.
1. Упражнения на снятие зажима, быстрая подготовка голоса.
• Зевок. Чем он слаще, тем больше расслабление мышц.
Затем с голосом (5-6- раз)
• Озвучить выдох тихо и спокойно («природный тон», будто бы стон.
• Правило 3-х улыбок – рот, лоб, солнечное сплетение. Озвучить выдох – стон. Это делает голос более доверительным, светлым, близким для слушателей.
•«Два берега»
Встать парами напротив друг друга, Один держит в руках мяч. Вас разделяет река. Бросаем мяч через реку и кричим: «Би! Ба! Бэ! Бо! Бу!»
2. Речевые игры на голосовые характеристики.
•«Винни Пух и Пятачок» (песенка Вини Пуха)
Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в гости к Кролику и там наелись.
Пятачок вошёл и вышел (звук одинаково лёгкий) – а-а
Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (звучит по-разному, легко и тяжело) – а-А
•«В лесу заблудились» - Звать: «Ау, Саша, Ира…» и т. п., голос лёгкий.
•«В цирке» - выпрыгивая вперёд, размахивая руками, выкрикиваем «Але-хоп»
•«У кого что внутри» (раздаю листочки с заданиями)
У одуванчиков белых – взлеталка (сдувают пух с ладони)
У моторчиков – рычалка (трр., крутить кулачки)
У часиков – спешилка - (тик-так, пальчиками ход стрелок)
У девочек – смешилка - (ха-ха, похлопывание по животику)
У мышки – пищалка - (пи-пи)
У лошади – ржалка - (иго-го., руки вперед, ножкой изображать лошадку)
У ветра – задувалка - (дуют., руками и телом изображая ветер, разной силы)
У каблучков – стучалка - (цокаем язычком)
У носа – сопелка - (дышать носом, то быстро, то медленно)
У ежика – пыхтелка - (пых-пых., проговариваем быстро)
У телефона – звонилка - (дзинь)
У солнышка – светилка - (раскрываем руки вверх)
3. Артикуляционная гимнастика.
• «Зевающая пантера» Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть. И широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
Чтобы быть естественным в том или ином образе, нужно уметь владеть не только голосом, но и телом. И здесь тоже на помощь приходят упражнения.
4. Мимические упражнения. (В руках маленькое зеркальце, индивидуальная работа)
• Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький.
• Огородное пугало.
Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
• «Медведь в берлоге».
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
•«Яблоки» (Рус. Нар. Мелодия «Во саду ли, в огороде»)
Посмотрите, сколько яблок выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие. Педагоги, встав в круг, передают мяч (яблоко) друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается - тот, в руках кого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какое яблоко сладкое или кислое. Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.
Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль – это правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы или ребёнок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети знают, что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно сыгранная роль.
Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать музыку, её эмоциональное содержание. А уже исходя из этого, затронув душу, мы потом переходим к уточнению технической части – средства выразительности, темп, ритм, регистр и т. д.
5. Коммуникативные танцы.
•Танец «У меня, у тебя» (парами с переходом)
Помогает детям почувствовать друг друга, воспитывает дружеские отношения. Когда с усложнением (смена партнёра) – это развивает быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
Рефлексия (самоанализ)
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкально-творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды музыкальной и театральной деятельности, способствуют расширению детского опыта. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.
"Чтобы быть выразительным - надо быть заразительным!"
Тренинг «Навык уверенного поведения»
1. Голос на тон выше.
2. Осанка – расправить плечи и посмотреть на проблему свысока.
3. Произносим:
«Я люблю свою профессию.
Я люблю детей.
Я – творческая личность.
Я несу добро и радость.
У меня всё получится!»
И в заключении хотелось бы узнать ваше мне по поводу услышанного сегодня.
Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно превратить либо в грустную, либо в весёлую.
Театральные маски:
- грустная - если всё трудно и сложно
- весёлая - если чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание.