МААМ-картинки

Конспект мастер-класса для родителей «Знакомство с буквами»

Кияченко Лариса
Конспект мастер-класса для родителей «Знакомство с буквами»

Мастер - класс для родителей «Знакомство с буквами»

Цель: повышение педагогической культуры родителей детей с нарушением речи в области подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Задачи:

- сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;

-научить родителей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;

- расширить представление родителей об играх, с буквами;

- научить изготавливать буквы из пластилиновых жгутиков.

Аудитория: родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть

Задолго до поступления в школу, педагогов дошкольных учреждений и родителей начинает беспокоить вопрос, как научить ребёнка читать. Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Опыт работы по обучению дошкольников с нарушением речи грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно выполнять дома с детьми соответствующие упражнения. Данный процесс станет более доступным и увлекательным если превратить его в игру. Для этого мы предлагаем родителям совместно с детьми изготовить пластилиновую азбуку. Совместная деятельность позволяет пробудить у ребенка интерес к обучению грамоте, активизировать внимание, память, способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку. Процесс обучения идет более эффективно, если ребёнок «пропускает» буквы через пальцы. Работает кинестетический анализатор – один из важнейших для детей дошкольного возраста. Это помогает разным по уровню развития детям лучше запомнить буквы, так как здесь работают три вида памяти: слуховая, зрительная и тактильная. Когда ребёнок слышит отдельный звук у него работает слуховая память, зрительный образ поможет запомнить как выглядит символ, который на письме обозначает звук. Выкладывая букву из пластилиновых жгутиков, ощупывая рельефную поверхность с помощью трех пальцев, задействованных при письме, ребенок включает тактильную память. Пальцы руки «запомнят» направление движения и точный образ буквы.

Предлагаемый вид деятельности решает следующие задачи: при работе с пластилином развиваются мелкие мышцы кисти ребёнка, а изготовление поделки формирует у него образ буквы. Кроме того, подготовленные таким образом буквы помогают решить сложную задачу анализа звука в слове. Цветовые вариации позволяют установить связь между буквами и звуками, создают определённую основу для исследовательской деятельности, которая поможет ребёнку делать выводы о звуковой системе родного языка и легче усвоить некоторые положения фонетики.

Предлагаемый прием даёт возможность организовать полезную и интересную совместную деятельность детей и родителей. Для этого не понадобятся сложные трудоемкие действия, дорогой материал. Практически всю работу ребёнок может выполнять самостоятельно при минимальной помощи и поддержке взрослого. Полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен для детей, так как они сами сделали что - то необычное и полезное. Кроме того, родители и дети заняты общим делом.

2. Практическая часть

Прежде чем дети и взрослые приступили к изготовлению букв, мы провели для родителей мастер - класс по изготовлению поделок из пластилиновых жгутиков и консультацию «Обучение дошкольников грамоте» для того, чтобы взрослые правильно учили своих детей называть буквы, вспомнили звуковой состав языка.

Для создания пластилиновых букв, родителям было предложено вырезать разноцветные квадраты из плотного картона размером 9 на 9 см, и обвести в квадрате предложенный силуэт буквы, из пластилина разных цветов раскатать жгутики, выложить из них букву. Жгутики красного цвета использовать для изображения гласных букв; синий, зеленый для согласных букв, фиолетовый для мягкого и твердого знаков.

Перед началом работы по изготовлению буквы с родителями проводится пальчиковая игра с пластилином, которая помогает разогреть руки и пальцы.

«Горошина»

Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции:

А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой;

Б) берут горошину и кладёт её между пальцами;

В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы горошину в двух пальцах помнём,

О горошине зелёной мы споём

Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами:

Катись горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай горошина, детвору.

Под тихую музыку родители начинают изготовление буквы.

В заключении встречи приведен примерный алгоритм совместной работы с ребёнком:

1. Выбрать силуэт 3 букв.

2. Провести исследовательскую работу, выяснить какой звук обозначает данная буква, гласный или согласный.

3. Подобрать материал: картон, пластилин, нужного цвета, силуэт буквы.

4. Раскатать пластилиновые жгутики, выложить их них букву на картонном квадрате.

5. Использовать изготовленные буквы как наглядный материал для выполнения различных заданий и организации игр.

Игры с пластилиновыми буквами

После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой.

1. Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.

2. Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.

3. Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.

4. Делим буквы на группы

Ребёнок рассматривает буквы и делит их на группы:

— самые любимые, красивые, толстые, худые, круглые, угловатые и т. д. ;

— буквы, которые смотрят направо, влево и прямо;

— симметричные и несимметричные буквы;

— гласные, согласные.

Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где с ним занимаются. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее.

Игра «Буквенный танец»

Разложить на полу буквы (не меньше пяти). Включить музыку и предложить ребёнку станцевать. Когда музыка закончится, попросите найти одну из букв. Бегая прыгая и веселясь, он незаметно выучит весь алфавит.

Игра «Сочиняем сказки»

Про пластилиновые буквы можно придумывать разные истории: веселые или страшные, объясняющие, почему буква имеет такую форму. Совместно с ребенком сочините сказку о букве, которая трудно запоминается.

Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать. И не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому все ваши совместные занятия должны проходить в игровой и увлекательной форме, на положительных эмоциях.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для родителей «Знакомство с буквами»
Опубликовано: 23 августа 2024 в 20:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для родителей «Знакомство с буквами»» (включая файлы) размещена пользователем Кияченко Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД