Наталия Пищулина
Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям
физической культурой и спортом»
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Эксперименты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон и т. д. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада,
Детское экспериментирование позволяет включить детей в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить свойства предметов, замечать их сходство и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет им возможность приобретать знания самостоятельно, появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать или даже опровергать предположения, делать вывод, умозаключения, самостоятельно овладевать представлением о том или ином законе или явлении.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру и мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
Хорошо известно, что развитие личности дошкольника обеспечивается в процессе его собственной деятельности и в формах, специфичных для дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, творческой активности и, наконец, познавательной и исследовательской деятельности. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его богатство и разнообразие; занимаясь рисованием, воплощает собственные впечатления, проектирует мир; исследуя природу, делает и переживает собственные открытия, учится решать проблемы, овладевая разнообразными навыками практического экспериментирования. Таким образом, ребенок готовится к следующей ступени образования, «учится учиться», самостоятельно добывая знания об окружающем мире.
В процессе организации исследовательской деятельности старших дошкольников педагог особое внимание должен уделять формированию предпосылок к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению задачи, с использованием разных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе исследовательской деятельности требует грамотного отбора содержания образования, применения технологий, средств и методик, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира.
Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. С рождения и до семи лет у ребенка закладываются основы всесторонней двигательной активности. Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными – основная задача дошкольных учреждений. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает благоприятный эмоциональный настрой дошкольника.
Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью инструкторам по физическому воспитанию необходимо широко использовать разные приемы и методы, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям. Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.
В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательными и интересными. В процессе проведения опытов и экспериментов необходимо задействовать каждого ребенка, образовательную деятельность проводить всей группой или по подгруппам, а также необходимо учитывать интересы и потребности детей, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Каждый детский эксперимент имеет строго определённую структуру.
Приведем пример ещё одного исследования, осуществленного с детьми старшего дошкольного возраста.
Цикл исследований «Мое тело»
Цели:
• познакомить детей со строением человеческого организма;
• воспитывать желание быть красивым и здоровым;
• формировать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;
• дать знания о строении тела человека, о его болезнях, ценностях человеческой жизни.
Эксперимент № 1. «ЦИРКАЧИ»
Перед проведением эксперимента можно опросить детей, кто дольше простоит на мяче и почему? А затем провести эксперимент.
В эксперименте могут участвовать два ребенка, в зависимости от наличия оборудования. Одному участнику эксперимента дается задание встать двумя ногами на узкую сторону скамейки или мяч (необходима страховка, руки служат балластом равновесия. Второй участник встает двумя ногами на фитбол, при этом руками держится за опору (шведская стенка). Необходима страховка. Остальные дети наблюдают, кто дольше удержится (при правильном проведении эксперимента, ребенок на фитболе должен простоять дольше). Если участник эксперимента, стоявший на фитболе, опускает руки, он теряет равновесие и падает.
Цель эксперимента : показать детям, что для удержания равновесия большую роль играют и руки. На узких, скользких, не ровных поверхностях служат балластом, и помогают человеку удержать равновесие.
Эксперимент № 2 «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»
В эксперименте участвует один или несколько детей. Предложить ребенку встать на мягкую неустойчивую поверхность (подушка, мат). Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если ребенку завязать глаза и опустить руки.
Цель эксперимента : доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам.
Эксперимент № 3. «МОЕ СЕРДЦЕ»
• Внешний вид крови
• Для чего нужна кровь
• Кровь находится в кровеносных сосудах
• Рассматривание вен на своих руках
• Кровь движется потому, что ее толкает сердце:
- сердце имеет размер кулака, где находится, послушать.
• Влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений
• -бег на месте (послушаем сердце)
• Нахождение пульса (толчки крови можно почувствовать на крупных артериях). Это называется «пульс». Пульс легко найти на шее и висках.
• Посчитать пульс за 15 секунд.
Предложить детям сжать кулак, чтобы определить размер своего сердца. Дети показывают расположение сердца в своем теле и слушают биение сердца товарища. Можно измерить пульс с помощью тонометра. Дальше дети выполняют подвижную разминку или играют в подвижные игры. Затем вновь измеряют пульс и слушают биение сердца.
Итог эксперимента : сердечная мышца – это главная мышца человеческого организма, без сердца человек не сможет жить. Чтобы сердце было здоровым, его нужно беречь и тренировать.
По итогам проведенных циклов исследования инструктор по физической культуре обобщает выводы и проводит анализ ожидаемых результатов:
• увеличение объема двигательных умений и навыков;
• повышение физической работоспособности, творческого потенциала, укрепление здоровья;
• активизация двигательной деятельности детей, стремление к самосовершенствованию;
• возрастание заинтересованности педагогов, родителей, детей, что в совокупности дает достижение высоких спортивных результатов.
Эксперимент №4 «Удержи равновесие»
Предложить детям постоять на одной ноге с открытыми глазами 30 сек. Затем выполнить это задание с закрытыми глазами.
Экперимент № 5 «Зачем человеку руки?»
• «Ведущая рука» (какой рукой лучше ловить мяч, какой рукой легче рисовать)
• «Объясни с помощью рук»
• «Где мы были не скажем, а что видели покажем» (две команды одна показывает действия, другая угадывает. Если угадает, команда убегает, а другая ловит.)
• «Чем похожи и чем отличаются обе руки» (одинаково ли хорошо они работают)
Эксперимент № 6. «СИЛЬНЫЕ НОЖКИ»
Дети делятся на две команды. По команде инструктора одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания.
Цель эксперимента : доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести детей к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой.
Эксперимент № 7. Просмотр иллюстраций или видеофильма на тему: «Мои сильные ноги».
Показать человека в разные периоды его жизни: младенчество – когда он совсем маленький и не умеет ходить; взрослая жизнь – человек ходит, занимается спортом, плавает, прыгает, и т. д. ; и пожилого человека – с проблемами при ходьбе (опираясь на трость или костыли, сгорбившись и переваливаясь с ноги на ногу).
Подвести итог: человек рождается и не умеет удерживать равновесие (не сидит, не ходит, не бегает). По мере роста и укрепления организма он учится ходить и в дальнейшем может заниматься спортом, ходить под куполом цирка, преодолевать разные препятствия. Если не заниматься спортом, не укреплять конечности, то к старости человеку будет тяжело удерживать равновесие. Ноги перестанут слушаться человека, и передвигаться можно будет только при помощи опоры (трость, костыли).
Эксперимент : «Что лучше, руки или ноги?»
• Выявление сходства рук и ног.
• Удержание карандашей, рисование руками и ногами.
• «Что лучше, руки или ноги» (походить на ногах и руках, выбрать фасоль из блюдца, поймать и бросить мяч, почесать за ухом)
• Заключение: что удобнее делать руками, а что ногами? У чего движения разнообразнее: у рук или у ног?
•
Ответим на вопрос: «Почему нас держит вода» и «Держит ли нас она на самом деле?»
(слушаем ответы детей…. Ребята, а давайте мы проведем с вами эксперимент : когда мы всплываем и когда мы тонем)
Дыхательная система
• Наблюдаем как дышит человек (медленно, часто)
• Определение частоты дыхания (дети считают вдохи в течение 15 секунд, умножаем на 4 получаем количество вдохов за одну минуту.)
• Определение силы дыхательных мышц (кто дальше дунет пушинку).
• Игра «воздушный футбол»
Уважаемые родители!
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.