Марина Баташова
Мастер-класс для родителей «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : способствовать повышению интереса родителей к формированию комбинаторного мышления через дидактические игры и изодеятельность.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием комбинаторное мышление;
- Обучить участников мастер-класса приемам использования палочек Кюизенера и различных техник выполнения аппликации;
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Время проведения: 6 декабря 2019г. в 16.30.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности“» размещена в разделах
План:
• Словесная игра «Кто больше знает?»
• Вступительное слово (воспитатель 1-й)
• Видеоролик «Комбинаторика вокруг нас»
• Представление выставки дидактических игр по комбинаторике (воспитатель 2-й)
• Мастер-класс «Палочки Кюизинера» (воспитатель 2-й)
• Мастер-класс «Развитие комбинаторных способностей через изобразительную деятельность» (воспитатель 1-й)
Ход выступления.
Игра «Кто больше знает?».
- Добрый вечер, Уважаемые родители! Мы очень рады, что Вы нашли время в своем плотном рабочем графике для того, чтобы поучаствовать в нашем мастер-классе. А начать наш вечер хотелось бы с детской игры «Кто больше знает?».
-У меня в руках ножницы. Скажите пожалуйста, как и для чего их можно использовать? Говорить будем поочереди, от каждого стола по варианту ответа, пока они не закончатся. (резать, подарить, использовать как отвертку, как измерительный прибор, как трафарет и. т. д.)
- Вот именно это и будет являться источником нашего сегодняшнего обсуждения – гибкость и неординарность мышления.
В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень важно не упустить ни один из них. Для этого надо использовать выбор всех возможных вариантов и найти один необходимый для решения поставленного вопроса, при этом задействовать самые необходимые элементы мышления.
Весьма актуальным на сегодняшний день является формирование и развитие таких качеств мышления воспитанников, как системность, гибкость, многовариантность, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления. Благодаря решению комбинаторных задач, развитие мышления (переход практического к теоретическому) становится более осуществимым.
Комбинаторика- это раздел математики способствующий развитию у детей умения быстро воспринимать занимательные задачи на перемещение, сочетание и размещение и находить для них верные решения. Для правильного решения комбинаторной задачи дошкольнику необходимо сосредоточиться и из возможных комбинаций найти правильную. Разные пути или варианты, которые приходится выбирать человеку, складываются в самые разнообразные комбинации. Применяется комбинаторика для детей в возрасте 4-7лет.
Для нашего детского сада значимость комбинаторики заключается в том, что ее можно использовать в различных видах детской деятельности : формировании математических представлений у дошкольников, ознакомлении с окружающим при этом задействован раздел развития речи, обучение грамоте, в ИЗО деятельности и даже музыке. Данная методика прослеживается и в различных детских играх (шашки, домино, лото). В каждой из этих игр приходится рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывает тот, кто их лучше изучает, знает выигрышные комбинации и умеет избегать проигрышных. (это проявляется у детей 6-7лет).
А сейчас я передаю слово Марине Валентиновне.
Выступление 2-го воспитателя
Для вас, уважаемые родители, мы организовали выставку дидактических игр логической направленности, которые позволяют развивать комбинаторные способности и логическое мышление:
• логические блоки Дьенеша. Эти блоки помогают в изучении основных свойств геометрических фигур, в формировании умения выделять множества геометрических фигур по их признакам, по существующим во множестве геометрических фигур отношениям.
• геометрические рамки Монтессори;
• счётные палочки Кюизенера;
• игры «Танграм»;
• мозаика различного вида :
• «Цветовой код»;
• волшебный круг;
• математический планшет.
Прежде чем приступить к совместным играм с этим дидактическим материалом, надо предоставить ребёнку возможность самостоятельно с ними познакомится.
Предлагая такие игры детям, надо соблюдать принцип от простого к сложному, т. к. трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть.
Более подробно мне хотелось бы остановиться на играх со счётными палочкамиКюизенера.
Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы.
Каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.
Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.
Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Вы можете изготовить набор своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными. Детали нельзя помечать цифрами: дошкольники должны сами соотносить размер брусочка и число.
Комплект Кюизенера подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий.
Поскольку число в комплекте моделируется из цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться абстрактные понятия.
Давайте рассмотри все плюсы этого пособия:
• даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд (элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10);
• ребёнок лучше понимает понятие «больше-меньше» (5 больше 3, т. к. одна палочка длиннее другой);
• набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части (дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц: палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см);
• счётные палочки совершенствуют и измерительные умения (наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, ребёнок учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые»);
• также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета;
• ребёнок упражняется в порядковом счёте (игра в волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят зверии ребёнок— соотносят каждый брусочек с конкретным числом)
Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости.
Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика, объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно.
С помощью палочек Кюизенера можно моделировать сказки, тем самым развивая речь детей. Например, вспоминая с ребёнком сказку «Волк и семеро козлят». Ребё нок характеризует образ волка: злобный, большой, страшный. Вы совместно с ребёнком решаете условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности ребёнок лучше усваивают сюжет сказки, понимает характеры и внешний вид её персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», вы предлагаете символически обозначить её героев с помощью палочек, а затем творчески видоизменяете финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.
После чтения сказки «Кот, петух и лиса» ребёнок может на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребёнок может изобразить 3 стульчика, 3 стола, 3 кроватки разных размеров.
Содержание практической части.
Выступление 1-го воспитателя
Дорогие родители, всем нам хочется, чтобы наши дети были успешными в школе, могли найти верноерешение в любой ситуации, чтобы руки были готовы к письму, а действия детей были практичными и целесообразными. Что же лучше всего подготовит ребенка к этому? Как бы не прозвучало обыденным и странным – это изобразительная деятельность. Мы с детьми очень любим творить и предлагаем вам делать это и дома. Больших затрат это не принесет, а вот результат будет на лицо.
1. Задание с пуговицами.
(родителям предлагается на подносе несколько пуговиц и импровизированный коврик из картона)
- У всех, наверняка, дома найдутся ненужные пуговицы. Предложите ребенку выложить из них красивый коврик. (сделали первый вариант) А как еще можно разместить пуговки, чтобы получился другой рисунок? (второй вариант, затем третий). Так каждый раз варианты ковриков будут все разнообразнее и интересней. При желании их можно зарисовать, а можно приклеить клеевым пистолетом. И таким образом оформить подарочную коробочку или что то другое.
2. Аппликация «Зимний лес».
(на столах заранее разложены шаблоны (елки, березы, зайца, пол листа белой бумаги, пол листа темного картона, клей, ножницы, карандаш. По количеству приглашенных.)
- Шаблоны, конечно придется изготовить заранее самим, или попросить старших сестер и братьев, если таковые имеются. А так - же купить ребенку набор цветного картона, цветной бумаги, клей.
- Покажите, что можно вырезать, используя шаблоны, а потом составить картину из того что вырезали. А лучше несколько, только разных, в подарок разным членам семьи. Во -первых, дети учатся обводить трафареты (для некоторых это совсем не просто). Во -вторых, они учатся рационально использовать бумагу, так что бы все что задумал поместилось. В-третьих, мы достигаем цели, к которой шли, дети учатся комбинировать разные варианты картины, используя одни и те же трафареты, избегая шаблонности исполнения. Т. е. у кого-то - это будет елка, береза и заяц; у другого- две елки, береза и заяц; у третьего – два зайца, береза и елка. И т. д.
Заключительное слово: надеемся, что вам был полезен наш опыт. Дерзайте, творите, развивайте мышление и воображение. Желаю, чтобы ваши дети всегда находили свой необычный, новый вариант.
Вывод: комбинаторика учит детей рассуждать и анализировать, может применяться как педагогами так и родителями в разных видах детской деятельности, как на занятии, так и вне занятий, в домашних условиях. Ведь в жизни устойчивый успех имеет тот, кто мыслит последовательно и непротиворечиво, делает точные выводы и действует разумно. Очень важно развивать мышление ребёнка так, чтобы он сам сумел находить нужную информацию. И именно комбинаторика формирует такие качества мышления, как системность, многовариативность, гибкость, важные качества для современного человека.