Татьяна Горбунова
Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Какие бывают звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, какие бывают звуки и как доступно донести до ребенка ту необходимую информацию, которая нужна ему для успешного овладения навыком чтения. Для того чтобы Вы смогли объяснять малышу материал, я расскажу Вам тот минимум, который Вам нужно вспомнить, чтобы успешно заниматься с ребенком дома на данном этапе.
Звуки бывают речевые и неречевые.
Игра "Угадай, что за звук"
Логопед за ширмой издает различные звуки из подручных предметов (постучать ложкой по столу, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой и т. д.)
Публикация «Мастер-класс для родителей старших дошкольников „Какие бывают звуки?“» размещена в разделах
Неречевые звуки – это звуки окружающего мира (шум воды, ветра, машин, скрип двери, звук шагов, голоса животных, птиц и т. д.).
Речевые звуки – это звуки, которые мы говорим.
Речевые звуки бывают гласные и согласные
Гласные звуки – это звуки, которые, при произношении не встречают преграды на пути, их можно спеть, прокричать. Это звуки А У О И Ы Э. На письме гласные звуки обозначаются красным цветом.
Есть еще йотированные гласные – это буквы, которые в определенных случаях составляют два звука (е, ё, я, ю) соответственно е = йэ, ё=йо, я=йа, ю=йу. Йотированные гласные всегда обозначают только два звука.
Согласные звуки – это звуки, которые при произношении встречают преграду (зубы, губы, язык, спеть их нельзя. Согласные звуки бывают твердыми, мягкими, звонкими и глухими. Парные твердые и парные мягкие звуки помогают нам различать слова
Твердые и мягкие согласные бывают парными и непарными.
Парные Непарные
Твердые Мягкие Всегда твердые Всегда мягкие
Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Б’ В’ Г’ Д’ З’ К’ Л’ М’ Н’ П’ Р’ С’ Т’ Ф’ Х’ Ш Ж Ц Ч’ Щ’ Й’
Парные согласные звуки в разных словах обозначают либо «твердый» либо «мягкий» звук. Например, в слове КИТ звук К – мягкий, а в слове КОТ – твердый. В слове БЫТ – звук Б – твердый, а в слове БИТЬ – мягкий. Непарные звуки в любом сочетании – либо всегда твердые, либо всегда мягкие. Например звук Ш – всегда твердый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким.
Мягкие звуки на письме обозначаются зеленым цветом, твердые – синим.
Благодаря звонким и глухим согласным, мы различаем слова. Сравните шар – жар, дом-том, коза – коса. При произнесении глухих согласных голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Упражнение "Определи какой звук"
Если закрыть уши ладонями и произнести звонкий согласный, мы слышим, что звук звенит. При произнесении глухого согласного, мы при закрытых ушках ничего не слышим и в голове не звенит.
Парные Непарные
Звонкие Глухие Всегда звонкие Всегда глухие
Б Б’ В В’ Г Г’ Д Д’ Ж З З’ К К’ П П’ С С’ Т Т’ Ф Ф’ Ш Л Л’, М М’, Н Н’,Р Р’ Ж, Й Ч’ Щ’ Х Х’ Ц
Дети старшего дошкольного возраста должны к моменту поступления в школу знать и уметь:
1. Чем отличаются гласные и согласные звуки. Какие это звуки (привести примеры). Назвать слово на определенный звук.
2. Уметь определять твердость – мягкость звука в слове. Например слово КИТ и КОТ. В каком случае звук К – твердый, а в каком – мягкий.
3. Уметь определять звонкость-глухость согласного звука. (Путем прикладывания ладошки к шее, при произнесении звука, либо закрытии ушек ладошками).
4. Уметь определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)
5. Уметь составлять схему слова (составлять и закрашивать окошки под буквами в слове)
6. Уметь разделять слово на слоги.
Главное ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем.