Анна Ваганова
Мастер-класс для родителей «Речь ребёнка в ваших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мне хотелось бы поговорить про речь наших детей.
Как вы думаете зачем нам нужна речь?
Как вы думаете, что будет если речь ребёнка не будет сформирована до школы? Чем это грозит ребёнку?
Речь это коммуникативное наша функция для общения, она очень важна, но ещё нам важна речь и письменная, и устная. Если возникают проблемы с речью, что делать на какие моменты стоит обратить внимание.
Вот как раз об этом обо всём поговорим.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Речь ребёнка в ваших руках“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
К 4 годам звуки нашего родного языка должны быть в норме. Ребёнок должен выговаривать. Все наши любимые ши, жи, ры. Конечно допускается, смешается немного 5-6 лет. Но если вы слышите, что есть проблемы то стоит обратиться к специалистам. Даже просто узнать всё ли у нас хорошо.
Какие могут быть проблемы? Проблем может быть много и разные. Так вот чем же мы можем помочь, помимо обращения к специалисту. Очень может помочь и пальчиковая гимнастика и артикуляционная и упражнения на дыхания.
Почему мы обращаем такое большое внимание развитию пальчиковой моторики. Учёные давным-давно доказали, что в коре головного мозга есть, два речевых центра, которые отвечают за восприятие и воспроизведения речи. То есть все наши процессы наши речевые находиться в головном мозге. Рядом находиться моторный центр. Моторный центр в головном мозге занимает очень много места. И если мы начинаем стимулировать мелкую моторику пальцев рук, стимулы попадают в головной мозг, и как водный матрас, раскачиваются все импульсы и попадают в речевые зоны. И так или иначе начиная выполнять упражнения с мелкой моторикой с речевым проговариванием идёт развитие у нас речевой зоны.
Упражнений по пальчиковой гимнастике очень много. Каждый день на занятиях или просто в течения дня мы выполняем эту гимнастику. Давайте немного расслабимся и поиграем.
На поляне дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем
Обратите внимание я проговариваю медленно, что бы ребёнок успел выполнить движения, затем он подстраивается, если ребёнок, не говорящий он потихонечку продолжает включаться в этот процесс.
Про мурчит или начинает издавать какие-то звуки, немного звуковое окрашивание этого стиха проговорить.
Дальше зашли мы в домик, следующая у нас игра.
Бабушка у нас там сидит в домике.
Бабушка очки надела
У стола на стул присела
Только книжку развернула
Улыбнулась и уснула
А дальше можно фантазировать сколько угодно и играть с пальчиками.
Особо хотелось выделить, что для развития мелкой моторики придумано,
очень много игрушек. Их очень большой выбор сейчас в магазине. Но можно самим изобрести такие игрушки из бросового материала, или разных предметов, которые у нас есть дома.
Вот, например, мамины бигуди. Его можно покатать, подержать. Идёт раздражение рецепторов наших пальчиков, импульс так или иначе поступает. Здесь нужно рассказать о бассейне, закапать игрушку и раскопать, прищепки, зубные щётки и карандаши, с резинками, муравей, бизиборды. Есть масса всего. Ведь мы непросто развиваем мелкую моторику, мы и ещё готовим руку к письму.
У вас в раздаточном материале есть два листочка. Давайте их достанем и на ладошки их положим. Ваша задача из этих листочков сделать два мячика, но так чтоб руками не помогать не прикасаться друг к другу. (Скатывание бумаги). Вот и поработали пальчиками, простимулировали.
Тут же можно эти шарики использовать на развитие речевого дыхания. Есть ворота нужно задуть в них мяч.
А мы с вами поиграем ещё с мячиками суд жок.
Гладь мои ладоши ёжик
Ты колючий
Ну что же
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить
Заметьте сколько звуков л у нас в стишке встречается. Мы стимулируем моторику и закрепляем звук л.
Я мячом круги катаю
Взад-вперёд его гоняю
Им поглажу по ладошке
Буд то им сметаю крошки
И сожму его немножко как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
Другой рукой мы делать не будем, а поиграем с пружинкой, которая есть внутри каждого мячика.
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик Бабушка
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья
Еще очень нравится мне вот такая игра на автоматизацию звуков. Начинаем с большого пальчика. На правой у нас мальчики живут, на правой девочки.
Это малышка Танюшка
Это малышка Ксюша
Это малышка Маша
Эта малышка Даша
А меньшую зовут Наташа.
Очень приятное и полезная игра как для детей, так и для взрослых. Можно массажировать и так же расслаблять пальчики. Даже в школе их используют для снятия напряжения. Очень нужная вещь.
Вот ребёночек подрастает, и мы замечаем, что что-то с речью не так. Что же мы можем сделать, что нам поможет. А может помочь артикуляционная гимнастика. Звуки речи у нас образуются благодаря слаженной работе нашего артикуляционного аппарата. Артикуляционные позы позволяют нам произносить
Вообще артикуляционная гимнастика является основой формирования произношения. Так как в младшем дошкольном возрасте, слуховое восприятие затруднено, лучше использовать визуализацию. Поэтому мы используем картинки. Чтобы принять какую-либо артикуляционную позу, мы её визуализируем.
(показать карточки, сделать несколько упражнений)
Здесь можно тоже пофантазировать, рассказать сказку об язычке, например.
проиграть сказку с язычком)
Вот так играя мы можем помочь своему ребёнку.
Еще не маловажно научить ребёночка правильно грамотно выражать свои мысли. Может вы подумаете, что это нам рано. Но я бы так не сказала.
В этом нам помогут иллюстрации. Разглядывая иллюстрации в книге или специальные картинки, мы учим ребёнка правильно формулировать свою речь, строить речевое высказывание.
(работа с серией картин)
Сперва разложить в правильном порядке, пусть объяснит почему так именно нужно и потом по серии картинок составит рассказ.
Хочу поговорить о серии, игр, которые помогут увидеть, а где есть проблема.
Вот так сказать простое упражнение «Чем закончиться». Вы смотрите мультфильм, и вам срочно нужно уйти на кухню, и говорите, что ты обязательно досмотри и потом мне расскажи, чем он заканчивается.
Ребёнок запоминает концовку мультфильма и потом вам пересказывает.
Игра из чего сделано
Мы ещё в этой игре знакомим ребёнка с окружающим миром.
Стул из дерева значит он какой деревянный.
Игра скажи наоборот
Здесь формируется не только образное мышление, но еще формируется внимание.
Горький-сладкий и т. д.
Игра назови как можно больше слов. Например, фрукты
Один много, например, помидор-помидоры и т. д.
Чего не стало
Сидите где ни будь вот и играйте.
Все знают, что есть такое понятие как фонематический слух. Есть просто слух шум дождя, грохот колёс и т. д.
А есть фонематический, очень важный. Он важен тем что отвечает за то как ребёнок воспринимает речь. Если фонематический слух развит плохо, ребёнок воспринимает слово как целиковый образ сумка, если хорошо развит, то ребёнок услышит, что в слове один звук свистит. До 4 лет фонематический слух мы формируем во время игры, повтори сколько хлопков. Угадай что звучит. (за ширмой поиграть разными музыкальными инструментами, какой колокольчик звучит маленький или большой, киндеры найди по звуку такой же угадай что я делаю с листом, порвать, погладить, помять, порезать