Филенко Ольга
Мастер-класс для родителей «Развитие внимания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить родителей с особенностями развития внимания у дошкольников, повысить родительскую компетенцию в необходимости развития внимания у детей.
Задачи:
1. Раскрыть актуальность развития внимания у дошкольников;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие внимания у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
2. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов в развитие внимания у детей.
2. Дать практические рекомендации родителям по развитию внимания у детей дошкольного возраста.
Практическая часть:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы Вас собрали, чтобы рассказать Вам, в чем особенность развития внимания у детей дошкольного возраста и для чего его необходимо развивать?
В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».
Как вы думаете, для чего человеку нужно внимание? (ответы родителей).
Да, без внимания было бы невозможно сосредоточиться на чем-либо, выделить из окружающего какой-либо предмет.
Кроме того, устойчивое внимание – залог успешного обучения ребенка в школе. Что же такое внимание? Это понятие трактуется по-разному, но смысл сводится к одному.
Итак….
Внимание – это, сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
Благодаря вниманию из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, мы способны выбирать ту, которая значима или интересна для нас.
Для начала давайте проверим, все ли Вы внимательны.
Вспомните, какого цвета платок был на моей шее, когда я зашла в зал? (ответы родителей).
Почему не все из вас обратили внимание на цвет моего платка? (ответы родителей) Вы правы, во-первых, ваше внимание было сосредоточено на том, как меня зовут и на теме нашей встрече, т. е. на другом объекте. А во-вторых, не всем было ИНТЕРЕСЕН цвет моего платка, поскольку всегда привлекает что–то яркое. Следовательно, для того чтобы, что-либо привлекло наше внимание, необходимо, чтобы объект был нам интересен, и чтобы в этот момент не было какого-либо другого отвлекающего фактора.
Скажите, а если бы я вас заранее попросила запомнить цвет платка, количество правильных ответов увеличилось бы? (ответы родителей).
Вот и третье необходимое условие для проявления внимания – знание того, на какой предмет и какие его свойства нужно обратить внимание.
Попробуйте ответить, чем отличается внимание взрослого и ребёнка?
Верно, дошкольники не всегда могут целенаправленно («специально») сосредотачивать на чем-либо свое внимание.
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса и как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.
Внимание делят на :
• Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
• Произвольное внимание являются слова- активное и волевое т. е. подчеркивает активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте.
• Послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое
Преобладающее внимание у дошкольников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Дети реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.
Детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т. е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей. Поэтому с ребенком нужно проводить упражнения для концентрации внимания.
Прежде всего, каждый родитель должен уяснить себе, что развитие внимательности у ребенка это очень трудоемкий и тяжелый процесс. Для того чтобы все получилось, нам - родителям нужно соблюдать ряд определенных правил, которые помогут в этом нелегком деле.
Чтобы достичь желаемого результата, тренировать ребенка нужно регулярно до тех пор, пока не будут видны результаты.
Во время тренировки внимания надо придерживаться определенных правил:
1. Первые тренировки по времени не должны превышать пяти или десяти минут.
2. Абсолютно все упражнения нужно преподносить как развлекательную игру, которая будет нравиться ребенку.
Существует большое количество упражнений и игр, направленных на развитие внимания :
• выкладывание узора из мозаики;
• выкладывание фигуры из палочек по образцу и по памяти;
• нахождение различий в двух похожих картинках;
• нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
• нанизывание бусинок по образцу и по памяти;
• срисовывание по клеточкам;
• нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается);
• тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами;
• учите сравнивать, анализировать, находить и исправлять ошибки;
• предлагайте детям повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
Игра «Что не так?»
Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)
Видит хитрая лисица,
Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица)
Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)
Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)
Просыпайся карапуз -
Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)
С длинным языком, шипя
По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)
Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)
Грохоча на всякий случай,
Принесла нам дождик КУЧА. (туча)
Мы руками ТОПАЕМ,
Мы ногами ХЛОПАЕМ.
Игра «Черный с белым не носи».
Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.
Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.
Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например: да и нет.
Кто наблюдательнее?»
Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.
«Найди свое счастье».
Найти два цветка с пятью лепестками.
«Делай наоборот»
Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания. Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять ИНСТРУКЦИЮ взрослого. Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т. д.
«Сделай как я»
Игра на развитие концентрации внимания, памяти. Возьмите счетные палочки и выложите произвольную композицию, затем на 1 - 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку (мозаика или постройка из кубиков).
«Найди всех цыплят (Утят, щенят, червячков и т. д.)»
Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
Вы направьте острый взгляд,
И каждый результату будет рад.
«Уши, щеки, нос, хлопок»
Цель: развитие концентрации внимания (сосредоточенности, распределения внимания).
Родитель предлагает ребенку внимательно следить за его движениями, речью и показывать у себя ту часть лица, которую он называет. В ходе игры он специально путает их.
Игра «Вокруг меня…»
Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.
Игра «Что изменилось?»
Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.
Игра «Я положил в мешок»
Игра развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.
Игра «Запомни пары слов»
Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить.
Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.
Сегодня Вы познакомились с различными играми и упражнениями для развития внимания у Ваших детей. Все они доступны и могут применяться в игровой деятельности детей в домашних условиях.
Очень надеемся, что наше занятие было для Вас интересным и полезным, и что совместными усилиями мы поможем нашим детям стать умными, активными, подготовленными личностями к условиям современной жизни.
Спасибо за внимание!