Ляна
Мастер-класс для родителей «Развитие речевых навыков посредством речедвигательных упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: родители.
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями речедвигательных упражнений в домашних условиях.
Задачи мастер-класса :
1. Познакомить родителей с понятием «речевые навыки»;
2. Показать значимость применения речедвигательных упражнений для речевого развития дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речевых навыков посредством речедвигательных упражнений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Познакомить с речедвигательными играми и упражнениями, направленными на формирование речевых навыков и развитие мелкой и общей моторики, которые можно проводить в домашних условиях.
Ход мастер – класса.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня наша встреча посвящена упражнениям, и играм с движением, направленные на развитие речевых навыков у дошкольников.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие общей моторики, тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается.
В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы.
Каждый этап логопедического сопровождения, параллельно с развитием двигательных функций, нацелен на преодоление речевых нарушений ребёнка с ОВЗ. Все игры и упражнения проводятся на материале, соответствующем коррекционным задачам, которые позволяют:
— развивать слухоречевую память и внимание;
— развивать артикуляционный праксис;
— совершенствовать навык правильного произношения звуков;
— развивать кистевой и пальцевый виды праксиса;
— совершенствовать навык ориентировки в пространстве и собственном теле;
— развивать зрительно-моторную координацию;
— развивать навык моторного планирования;
— развивать лексико-грамматический строй речи;
— развивать межполушарное взаимодействие.
Сегодня я покажу упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (с использованием нейротаблиц, развивают мелкую моторику, зрительный гнозис).
Описание упражнения 1 :
На таблице изображены картинки, которые обозначают слово или предложение. Внизу под картинкой изображены симметричные жесты правой и левой руки. Ребёнок, держит руки на столе или над столом и повторяет жесты, при этом произносит слова или предложения.
Описание упражнения 2 : с ковриками
На карточке изображены цветные коврики, а на ковриках написаны слоги или картинки с нужным звуком, и изображены стрелки которые показывают направление передвижения по коврикам.
Ребенок идет по коврикам, ориентируясь по стрелкам и произносит слоги или слова.
Описание упражнения 3 :
На карточке изображены цветные коврики, а на ковриках картинки с нужным звуком, сверху показаны позы рук.
Ребенок раскладывает сам коврики, идет по коврикам, выполняет упражнения руками и проговаривает слова.
Описание упражнения 4 :
На карточке изображены цветные коврики, а на ковриках картинки с нужным звуком, сверху изображены предметы, с которыми надо работать.
Ребенок раскладывает сам коврики. Стоит или сидит перед ковриками, смотрит на карточку и выполняет действия с предметами и проговаривает слова.
Описание упражнения 5 :
На карточке изображены цветные коврики, а на ковриках предложение в картинках. Взрослый диктует сломанное предложение. Ребенок, глядя на картинки, выкладывает коврики и проговаривает правильное предложение.
Выполнять движения в соответствии с текстом - это, казалось бы, просто и легко. То есть слушать и выполнять определенные движения. А вот выполнять движения и проговаривать определенный текст одновременно - это гораздо сложнее, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.
Но все же организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. Это обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга. Именно поэтому мы занимаемся речедвигательными упражнениями. Они направлены на развитие общей и мелкой моторики, а так же речевых навыков. Некоторые из них мы сейчас проиграем вместе с вами.
1. Игры «Шагалочки». Почему так называются? Потому что ребёнок шагает, но не ногами, а руками, точнее пальцами.
Вначале просто учимся «шагать» пальцами по столу одной рукой, затем двумя. Затем шагаем пальчиками по различным дорожкам, затем проговариваем заученное стихотворение. И только потом соединяем текст стихотворения с шаганием пальчиками.
Например:
Стих. «Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.»
Стих: «Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Самый простой вариант проведения - нарисованная дорожка. Вы можете изготовить свою дорожку из различных материалов: бусинки, пробочки, ткань, камешки, пуговицы, крупа, семена и т. п. Это поможет ребенку не просто шагать пальчиками, но почувствовать на ощупь различные предметы.
Рефлексия мастер-класса
Благодарю вас за совместную творческую работу и продуктивную дея-тельность. И в завершении нашего мастер - класса, хочу попросить вас написать отзыв о мероприятии, и поставить отметку: 5 - если вы были увлечены нашей работой, и с удовольствием будете применять это дома с ребенком. 4 - если вы еще сомневаетесь, но считаете полученное интересным. 3 - если вы многое уже знали, и просто решили поучаствовать в совместной деятельности.