Хадыева Рина
Мастер-класс для родителей «Путешествие в сказочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение у родителей уровня педагогической компетенции по вопросу сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, вовлечение родителей к сотрудничеству.
Задачи:
1. Сформировать у детей и родителей интерес к играм и упражнениям по сенсорному развитию.
2. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Путешествие в сказочную страну“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
3. Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики.
Материалы и оборудование:
В группе оформлена выставка дидактических игр, фотостенд «Вот как мы играем», проектор, магнитофон, аудиозаписи, памятки для родителей.
Предварительная работа с детьми:
Работа с родителями :
• изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию;
• консультации:
- «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников»
- «Развивающие игры для малышей»
- «Как и зачем родителям играть с детьми»
• частные беседы:
- о пользе дидактических игр;
- об организации предметно-развивающей среды;
• анкетирование (Приложение 1)
Содержание мастер-класса :
Воспитатель приглашает родителей пройти в группу и сесть за любой понравившийся стол. Обращает внимание на выставку игр.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А. С. Макаренко.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (Ответы родителей)
Воспитатель: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Воспитатель: Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Воспитатель (в роли бабушки) :
К детям бабушка пришла,
И добра, и весела.
И удачи вам желаю.
В сказке нашей все иное,
Все совсем-совсем другое
В ней совсем другой расклад
«Колобок» на новый лад!
(На проекторе –иллюстрация из сказки «Колобок»)
Воспитатель: Испекла я колобок, колобок-румяный бок!
От меня он убежал, наверное, в беду попал!
Ребята, вы поможете мне найти Колобка? А Вы, мамы и папы?
Тогда, отправляемся в путь! Сначала нам нужно выложить дорожку. На дорожке много ям, их нужно закрыть. Будьте внимательными! А вы мамы и папы не отставайте, детям нашим помогайте!
(У каждого ребенка дорожка определенного цвета, с вырезанными на ней геометрическими фигурами. Необходимо подобрать фигуры по цвету к дорожке.)
Наши маленькие ножки
Зашагали по дорожке,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Папины большие ножки
Зашагали по дорожке,
Топ-топ! Топ-топ!
(Дети и родители выполняют движения)
(На проекторе появляется Зайчик.)
Воспитатель:
Зайка, миленький, скажи,
И дорогу укажи,
Где катился Колобок,
Колобок-румяный бок?
Зайчик (изображение и звук на проекторе) :
Может вам я и скажу,
И дорогу покажу.
Вы, друзья, мне помогите
Листья дереву верните!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, деревья стоят без листочков. Нужно прикрепить листочки-прищепки к дереву.
(Детям и родителям предлагается прикрепить листья-прищепки к картонным деревьям.)
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Что же нам скажет Зайчик?
Зайчик: Там в лесу-сердитый Волк,
Знает он, где Колобок!
(На проекторе появляется Волк)
Воспитатель: Серый волк, ты нам скажи,
И дорогу укажи,
Где катился Колобок,
Колобок-румяный бок?
Волк (изображение и звук на проекторе) : Может вам я и скажу,
И дорогу покажу.
Вы, друзья, мне помогите
В лесу цветочки посадите!
Воспитатель: Поможем Волку посадить цветочки? Перед вами полянка. Нужно к полянке пристегнуть-посадить цветочки. Мамы и папы детям помогают.
(Тканевая полянка, к ней на пуговицы пристегиваются цветы.)
Воспитатель: Сначала цветы пристегивают мамы и папы, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
(На проекторе- полянка с цветами и бабочками, звучит запись «Звуки природы)
Воспитатель: Что же у нас получилось? Давайте, покажем, ребята! Посмотрите, как преобразился наш лес!
Динамическая минутка. (Дети показывают движения, родители повторяют)
Раз, два, три, выросли цветы! (Поднимают вверх руки)
К солнцу потянулись высоко: (Встают на носочки)
Стало им приятно и тепло! (Качают руками вправо, влево)
Пусть они цветут, растут, (Хлопают в ладоши)
Всем радость несут!
А вы родители не отставайте и за нами повторяйте!
Воспитатель: Волк, ну и где же наш Колобок?
Волк: Скорее к берлоге бегите,
У Медведя и спросите.
(На проекторе появляется Медведь)
Воспитатель:
Мишка-Мишенька, скажи,
И дорогу укажи,
Где катился Колобок,
Колобок-румяный бок?
Медведь (изображение и звук на проекторе) : Может вам я и скажу,
И дорогу покажу.
Вы, друзья, мне помогите
Мою корзину разберите!
Воспитатель: Медведь собрал в лесу большие и маленькие яблоки. В маленькую корзину надо сложить маленькие яблоки, а в большую- большие. Дети собирают маленькие яблоки, а мамы и папы-большие.
Как быстро управились! Мишенька, теперь ты нам помоги! Где же наш Колобок, скажи?
Медведь: Я вчера гулял в лесу,
Встретил хитрую Лису.
С ней и был ваш Колобок,
Колобок-румяный бок.
Воспитатель: Ребята, надо торопиться. А то Лиса съест Колобка!
(На проекторе появляется Лиса).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш Колобок у Лисы. Давайте попросим отдать нам его. А может мамы и папы попросят?
Лиса (изображение и звук на проекторе) :
Я-рыжая сестрица,
Хитрая лисица!
Колобка я вам отдам,
Только попрошу я мам.
Вы бусинки разберите,
А дети- бусы соберите!
Воспитатель: Ну, что мамы задание для Вас! У Лисы в шкатулке все вперемежку: и бусинки, и пуговицы, и горох. Надо все перебрать! А, вы, ребята, не зевайте, мамам дружно помогайте! А теперь, соберем для Лисы красивые бусы.
(Дети нанизывают бусинки на нитку, родители помогают)
(На проекторе появляется Колобок).
Воспитатель: А вот и мой Колобок, Колобок-румяный бок!
Спасибо, вам, ребята! Спасибо, вам, мамы и папы! Помогли мне вернуть Колобка домой. А нам пришло время прощаться с волшебной сказочной страной. Нам надо возвращаться домой.
Наши маленькие ножки
Зашагали по дорожке,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Папины большие ножки
Зашагали по дорожке,
Топ-топ! Топ-топ!
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествие? А вам мамы и папы? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение? (Ответы детей и родителей)
Давайте, передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны? (Воспитатель включает аудиозапись " ") Проводится игра "Передача настроения"
Воспитатель: Согрейте ладошки своим теплом. (Дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу нашим мамам и папам! Передайте друг другу тепло и нежность! Любовь и доброту! (Имитируют игру в "ладошки"). Посмотрите, как всем стало хорошо!
Воспитатель: В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное … В помощь вам предлагаю памятки «Развиваем сенсорные способности» (Приложение 2)
- Уважаемые родители, чтобы узнать ваше мнение о мероприятии, мы предлагаем поместить цветы с изречением, с которым вы согласны (обратить внимание родителей на цветы с изречениями) на нашу полянку:
1. «Мероприятие отличалось новизной, ценностью, практичностью»;
2. «Мероприятие оказало значительное влияние на меня»;
3. «Я испытываю потребность в продолжении темы»;
4. «Мне было не интересно на мероприятии»;
5. «Я не узнал ничего нового»
6. «Эта тема меня не интересует».
До новых встреч и помните «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Список источников:
1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
3. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
4. Запорожец И. Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М. : Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.
5. Зверева О. Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
6. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
Приложение 1
Анкета для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада"»
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимания на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Приложение 2
Памятка для родителей
«Развиваем сенсорные способности»
Уважаемые родители!
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Проводите совместные наблюдения и опыты.
8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.