Светлана Здоровец
Мастер-класс для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и углубить представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста.
Участники: воспитатель, родители.
Оборудование: мультимедийная установка,
Выставка рисунков прописей и штриховок детей.
Ход собрания:
1. Воспитатель: «Уважаемые, родители, гости. Мы рады, что вы нашли время и пришли на наше собрание.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Подготовка руки дошкольника к письму“» размещена в разделах
Тема сегодняшнего собрания «Подготовка руки к письму» очень актуальна и важна. По предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие моторики соответствует возрасту.
Слайд 1: При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью.
Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.
Слайд 2: В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому мы должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Слайд 3: Что же такое письмо? И, почему так много внимания уделяется этому вопросу?
Письмо-это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, и в полном объёме он недоступен дошкольнику. Подготовка у письму -один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению.
Характеристика письма старшего дошкольного возраста связана с возрастными особенностями.
Многие другие ведущие педагоги отводили огромную роль в развитии письменной речи играм и упражнениям.
Слайд 4: Что же способствует развитию рук и ручной умелости?
Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей :
• Пальчиковая гимнастика.
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
• Занятия с пластилином.
• Шнуровки. Застёжки.
• Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
• Игры с мозаикой. Пазлы.
• Вырезание ножницами.
• Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т. д.
• Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
• Графические упражнения. Штриховка.
• Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Хочу представить Вашему вниманию игры и упражнения, которые мы используем в своей работе и, которые можно использовать с Вашими детьми дома.
Слайд 5: Катание шарика.
Это упражнение позволяет подготовить пальцы к правильному захвату карандаша. Упражнение проводится с шариком. Диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется:
«Маленькие пальчики любят поиграть,
Круглую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
Катись, катись, горошина! Катись, катись, горошина!
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать».
Слайд 6: Использование массажного шарика и эластичного кольца СУ-ДЖОК.
Слайд 7: Карандаш - массажёр.
Оказывается, что игры с пальчиками – прекрасный способ массажа (и самомассажа, а такие простые предметы, как карандаш, могут помочь в этом. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие детей, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Упражнение «Утюжок»
Толстый карандаш положить на стол,
«прогладить» его сначала одной ладонью,
потом другой, покатать карандаш по столу
в разных направлениях.
Слайд 8: Игры с природным материалом, песком, пальчиковая гимнастика формируют и совершенствуют речевые области под влиянием импульсов от пальцев.
Слайд 9: Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Детям предлагается:
сортировать,
угадывать с закрытыми глазами,
катать между большим и указательным пальцем.
Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т. д.
Все эти действия помогут ребёнку не только развить мышечную силу, но и усидчивость, внимание, фантазию.
Использование мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Слайд 10: Умение работать ножницами требует от ребёнка серьёзных усилий, координированности движений и играет особую роль в развитии ручной умелости.
Необходимо побуждать детей резать не только по прямым линиям, но и предметы разной формы. Полезно будет дать ребёнку старые открытки, журналы.
Слайд 11: Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает раскрашивание. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.
Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Слайд12: Графические упражнения, штриховка – одно из важнейших упражнений определяющихся не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лё гкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Необходимо уделять особое внимание позе ребёнка при письме так, как графические упражнения требуют больших усилий и внимания. Очень важно, чтобы задания приносили радость, но никак не скуку и переутомление.
Слайд13-16: Существует много способов развития моторики, главное, чтобы эти способы нравились детям, не вызывали переутомления, приносили радость.
Слайд 17: Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Ещё мы приготовили для Вас выставку прописей (без букв) таких, в которых требуется обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная подготовка к школе. Мы предлагаем вам несколько прописей, по которым можно заниматься дома.
Мы надеемся, что вы не зря провели время и получили знания о том, как дома можно занять ребенка и во время досуга способствовать развитию руки.
Мы для вас приготовили буклеты: «Подготовка руки ребёнка к письму в школе».