Татьяна Третяк
Мастер-класс для родителей «Музыка зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Музыка зимы»
для родителей детей дошкольного возраста
Подготовила: Т. В. Третяк
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»
ЦЕЛЬ: В сотворчестве педагога с родителями формировать у детей основы музыкальной культуры, путём приобщения к слушанию музыки.
ЗАДАЧИ:
знакомить родителей с музыкой русских и зарубежных композиторов;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Музыка зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Поделки, рисование
- Мастер-классы для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
приобщать родителей к ознакомлению дошкольников с классической, народной и современной музыкой;
формировать умение слушать и слышать музыку, сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения с цветом, поэтическим и художественным образом.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, музыкальные инструменты (бубны, барабан, треугольники, погремушки, игрушки.
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР – КЛАССА :
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ: Общеизвестно, что музыка – это искусство прямого и сильного воздействия, которое предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творческого потенциала человека.
Синтез же музыки, поэзии, изобразительной деятельности способен не только возбуждать интерес к самостоятельному поиску и самовыражению, но и помогать в развитии творческого мышления, живой и образной речи ребёнка.
Содружество и сотворчество детей и взрослых благотворно сказывается на их эмоциональном и эстетическом развитии. И, наконец, чем дольше ребёнок будет находиться в творческой атмосфере, тем больше это будет отражаться на развитии его культуры.
Способность чувствовать красоту в искусстве, природе, жизни – во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров, то соприкосновение с прекрасным обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармонического развития души и ума.
Совместное прослушивание музыки – очень важный этап для установления эмоционального контакта ребёнка с родителями. Ибо заставить детей чем-либо заниматься невозможно при любой, даже самой благожелательной нашей мотивации.
Материнская речь, чувства, поступки всегда передаются ребёнку, влияя на становление его характера и развитие способностей. Общение в процессе сотворчества уже само по себе и воспитание и образование.
ТЕЗИСЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:
Чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка.
В семье, где ребёнок с первых дней жизни получает разнообразные и ценные музыкально-художественные впечатления – формируется культура. Заинтересованность взрослого в слушании музыки вместе с ребёнком и высказывание своего отношения, объяснение своих ощущений не проходит бесследно: ребёнок духовно обогащается, развиваются его музыкальные способности, воображение, речь.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на ребёнка, с её помощью можно корректировать поведение ребёнка в нужном направлении.
Вопросы к обсуждению:
1. Как часто вы слушаете музыку со своими детьми?
2. Какую музыку вы слушаете?
3. Слушаете ли вы с ребенком произведения классической музыки?
Между тем, слушание – один из основных видов детской музыкальной деятельности, который организуется на каждом музыкальном занятии.
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.
Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Это сложная работа, связанная с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, научит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка.
Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.
В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы и ответы.
Слушание музыки - универсальный вид деятельности. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, учатся понимать, различать средства выразительности: темп, ритм, динамику, тембр.
Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Слушание происходит поэтапно, в течение нескольких занятий. Я покажу вам несколько универсальных приемов, которые помогут вам сделать этот процесс интересным и увлекательным на примере музыкальных произведений о зиме.
Слушаем музыку о зиме (примерный репертуар по возрастам)
Возраст Репертуар
4-5 лет А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»
5-6 лет П. И. Чайковский «Зимнее утро»
Р. Шуман «Дед Мороз»
Чайковский «Ноябрь», «Декабрь», «Январь»
6-7 лет П. И. Чайковский «Щелкунчик»
Р. Шуман «Зимой»
Как слушать музыку. Памятка для родителей
1. Внимание ребёнка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-3 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.
2. Заранее найдите пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо, и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребёнка слушать музыку, можно позвать так же и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
3. Выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня (когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.
4. Также следует слушать песни, которые поют в детском саду, знают по мультфильмам. Такие записи песен ребёнок может слушать и подпевать сидя, стоя, играя, рассматривая книги.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗ:
I ЭТАП: Знакомство с произведением А. Вивальди из цикла «Времена года»
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Вивальди и на примере его произведений посмотрим, как сделать процесс слушания музыки доступным и увлекательным для ребёнка.
Важным моментом является мотивация ребенка на деятельность. Наша задача – заинтересовать, вовлечь в процесс.
Для решения этой задачи могут использоваться:
Показ игрушки
Сюрпризный момент
Создание проблемной ситуации (например, придумать называние музыкальному произведению,
Чтение стихов, загадок
Рассказ об интересных фактах из жизни композитора, исполнителя
Показ репродукции, иллюстрации
Наблюдение в природе
Исполнение произведения педагогом
Предлагаю вам разбиться на команды и, выбрав один из приемов, придумать, как вовлечь ребенка в слушание музыки.
Работав командах.
Итак, мы заинтересовали ребенка
Антонио Вивальди итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижер. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»
Вы знаете, что почувствовать настроение, выраженное в музыке, проследить, как оно меняется, это и означает понять музыкальное произведение.
Давайте прислушаемся, как звучит фрагмент пьесы «Зима» из цикла «Времена года» 2 часть. Попробуйте сами определить ее характер чувства, выраженные в ней.
Исполняется «Зима», /ответы родителей/
Вопросы:
- какая музыка, веселая или грустная?
- о ком (о чем) рассказывает музыка?
- как рассказывает музыка?
- кого (что) мы представляем, слушая ее?
- что нам хочется делать под эту музыку?
- сколько частей было в вальсе? Вы, верно, услышали – три.
Как вы уже поняли, слушание обязательно должно сопровождаться дальнейшей беседой по поводу услышанного. Основной прием – вопросы. Они могут быть любыми. Главное, чтобы ребенок захотел с вами общаться, поделился тем, что ему «рассказала» музыка.
Заключительный этап - Создание условий для запоминания музыкального произведения, истории его сочинения, имени автора и выражения детьми результатов восприятия музыки в разных видах музыкально-художественной деятельности :
- игре
- пантомиме
- танце
- рисунке
- словесном сочинительстве (попевки, песни, рассказы, сказки).
Например – в играх. Давайте поиграем в дирижеров. Попробуем продирижировать музыку. Что у нас получится? Исполняется «Зима».
Музыку можно не просто слушать, а ещё и оркестровать её.
Как вы думаете, на каком из представленных инструментов (бубен, барабан, треугольник) можно сыграть эту мелодию?
Предлагаю соревнование оркестров Родители выбирают музыкальные инструменты и исполняют музыку.
Под эту музыку можно потанцевать. Можно взять в руки лёгкий шарф, чтобы он помог вам найти движения плавные, а иногда и порывистые.
Можно нарисовать вместе с ребенком картину «Зима» или сочинить и записать стих, рассказ и даже сказку.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Какое из заданий вызвало наибольший интерес?
2. Что вызвало у вас затруднения?
3. Что еще хотелось бы узнать о слушании музыки или другиз видах музыкальной деятельности.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подберите и послушайте с ребёнком музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года» используя приемы. Надеюсь, на нашей следующей встрече вы поделитесь с нами впечатлениями о проведенных вами занятиях. Я желаю вам, чтобы они стали минутами отдыха и сплочения вашей семьи. Успехов!