Лариса Дмитриева
Мастер-класс для родителей «Мой послушный язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений к артикуляционным упражнениям
Разучивание с детьми артикуляционных упражнений из разных комплексов
Приглашение родителей с детьми на мастер – класс «Мой послушный язычок»
Информация для родителей:
Артикуляционная гимнастика.
Что такое артикуляционная гимнастика и что относится к органам речи?
Публикация «Мастер-класс для родителей „Мой послушный язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Это система упражнений для органов речи, являющаяся зарядкой для артикуляционных мышц.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка…. И динамические (подвижные): лошадка, чистим зубки, качели…, которые требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных).
3 группа упражнений – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.
На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. Чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например, упражнение «трубочка» имеет несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики?
Зеркало, игровой момент, правильное выполнение упражнений, (помогалочки – шпатели, ложка, шарики).
Как выполнять артикуляционную гимнастику?
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упражнение «Вкусное варенье»?
Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Если у ребенка не получается какое-то движение, то можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
И самое важное! Взаимодействие и сотрудничество учителя – логопеда с родителями и воспитателями особенно актуальны в коррекционной работе. Так как только совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат. Повышение результативности и эффективности возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя – логопеда и при осознанном и заинтересованном включении родителей в коррекционную работу.