Наталья Химченко
Мастер-класс для родителей «Как выполнять артикуляционную гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика» и ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома. Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс для родителей „Как выполнять артикуляционную гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2021
• Познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика;
• Рассказать родителям о правильном выполнение артикуляционной гимнастики, так как она важна для постановки звуков у детей;
• Научить выполнять специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, настольные зеркала, влажные и сухие салфетки, буклет «Артикуляционная гимнастика».
Ход мастер-класса
Логопед: - Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. В работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Этот мастер класс призван помочь вам в этом. Мы проведём его в нетрадиционной форме, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму!», если перевести это выражение на язык цифр: услышанное запоминается на 15%, увиденное запоминается на 25%, проделанное на 70% .
Существуют специальные правила проведения артикуляционной гимнастики, которые перечислены в памятке для родителей. Послушайте внимательно, сегодня они вам пригодятся в совместной работе.
Памятка для родителей : «Правила проведения артикуляционной гимнастики».
• Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день до еды или через час после еды.
• Выполняется она, сидя перед зеркалом, соблюдая правильную осанку и зрительно контролируя выполнение движений. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
• Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.
• Движения необходимо выполнять точно, четко, плавно и поочередно, под счёт.
• Темп артикуляционных движений, от медленного и неторопливого вначале, постепенно нарастает по мере автоматизации выполнения комплекса движений.
• Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет новых упражнений, освоенных ребенком с учителем-логопедом.
• Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений постепенно возрастает, параллельно с увеличением темпа движений.
• Желательно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики под счёт или словесное сопровождение, текст которого произносит взрослый.
• Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
И так, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Как выполнять артикуляционную гимнастику». Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд№3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Выполняя артикуляционные упражнения, хвалите ребёнка, ведь поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах.
Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.
Ожидаемые результаты:
1) Родители будут более информированы о содержании коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми по коррекции дефектов звукопроизношения.
2) Взаимодействие родителей, детей и учителя-логопеда в коррекционной работе даст положительный и более быстрый результат.
3) Адекватная оценка родителями возможностей своего ребенка сделает их активными участниками педагогического процесса.
4) Родители получат навыки проведения артикуляционной гимнастики и смогут дома в совместной деятельности помогать детям.
5) В непосредственном общении с детьми у родителей появится возможность закреплять сформированные навыки и развивать эмоциональный контакт с ребенком.
6) В случае возникновения затруднений при выполнении ребенком артикуляционных упражнений родители смогут обратиться за консультацией к учителю-логопеду или самостоятельно найти ответ в специальной литературе по логопедии