наталья павлова
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс, проведенный в рамках семинара-практикума для педагогов и родителей : «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Конспект проведения мероприятия
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги! Я хочу познакомить вас со здоровьесберегающими технологиями в условиях коррекционной работы учителя-логопеда. (Презентация, Слайд №1)
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Коррекционная работа, выполняемая в рамках индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с логопедом, сама по себе уже удовлетворяет принципам здоровьесбережения, которые сформулировал профессор Никита Константинович Смирнов:
«Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства не должны наносить вреда здоровью.
Приоритет заботы о здоровье – все оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние детей.
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
Субъект-субъектные взаимоотношения – ребёнок является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий.
Соответствие содержания и организации занятий возрастным особенностям –объем и сложность материала должны соответствовать возрасту детей.
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов и специалистов.
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Методы и приемы здоровьесберегающей работы:
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие;
- Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
- Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;
- Массаж – воздействует на биологически активные точки;
- Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Итак, предлагаю начать с нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц опорно- двигательного аппарата. Для этого проводятся упражнения на напряжение и расслабление всего тела.
1. Растяжки
Для упражнения необходимо встать. Я буду говорить и показывать, вы повторяйте движения и инструкции за мной.
Деревце
И. п. – стоя.
Деревце веточки к солнышку тянет, (вытягиваем напряженные руки вверх)
А без воды наше деревце вянет (наклон вперёд,опускаем руки вниз, расслабление)
Помощники
И. п. – стоя.
Мамочка бельё стирала, (руки сжаты в кулаки, имитация стирки)
Нашим деткам наказала, (вытягиваем указательный палец руки)
Несите верёвку да подлиннее, (вытягиваем правую руку в сторону)
Натянем её да посильнее, (вытягиваем левую руку в сторону)
Тянем-тянем., неловко, (максимально напрягаем тело, руки тянем в стороны)
Лопнула верёвка (руки опускаем, сменяем напряжение на полное расслабление тела)
2. Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения - в общем улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. (Презентация, Слайд №2)
Целью дыхательных упражнений на логопедических занятиях является:
- выработка темпа и ритма физиологического дыхания
- развитие направленной воздушной струи
- дифференциация ротового и носового дыхания
- развить силу выдоха, его плавность.
В свою очередь это необходимые условия для успешной коррекции звукопроизношения, силы, динамических возможностей голоса.
Итак, давайте мы будем вдыхать носом (при этом не поднимаем плечи, опускаем вниз диафрагму, на вдохе живот надувается, выдыхать ртом (соответственно диафрагма поднимается, живот втягивается). Давайте попробуем. Вдох – выдох!
Чтобы деткам было интересно, используем игровую форму.
Повторяйте за мной и движения.
Шарик
И. П. - сидя
Надуваю быстро шарик, (пальцы правой и левой рук соединить попарно: большой палец с большим, указательный с указательным и т. д. и сближены между собой).
Он становится большим, (делается вдох, на выдохе дуем на руки, как будто хотим надуть шарик, пальцы рук увеличивают объем внутри; такое действие производится несколько раз)
Шарик лопнул, воздух вышел, (хлопаем в ладоши)
Стал он тонким и худым. (ладони прижаты друг к другу)
Подуем
И. П. - стоя
Я подую высоко, (руки поднять вверх, посмотреть на потолок, подуть вверх)
Я подую низко, (руки перед собой, присесть и подуть вниз)
Я подую далеко, (руки перед собой, наклониться вперед, подуть вперёд)
Я подую близко. (руки положить на грудь и подуть на них)
В домашних условиях можно использовать весь подручный материал, на что можно направить выдох. Ватка, перышко, крышечки, шарики и т. д.
Предлагаю сейчас каждому сдуть с руки перышко (выдать пёрышко каждому).
Можно использовать готовый материал или сделать самому, чтобы детям было интересно (раздаётся практический материал (картинки-пособия 10) для работы над силой и направленностью выдоха).
3. Кинезиология
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. (Презентация, Слайд №3) Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Предлагаю выполнить следующие упражнения.
1.«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
2.«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать
3.«Ожерелье»
Поочередно соединяем большой палец руки с другими пальцами, образуя «колечки», сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, после -соединяя «колечки» правой и левой рук между собой.
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим
4. «Пальчиковая игра»
Предлагаю повторять за мной движения руками, меняя положение соответственно тексту:
Есть в лесу из брёвен дом,
Есть в окошко в доме том.
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
Гав! сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
Меее сказал и запер дверь.
Громко-громко кулачком постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
Муууу сказал и запер дверь.
Киска из окна глядит,
Мяу мяу, говорит,
Хватит в домик наш стучать,
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
5.«Зеркальное рисование»
Это рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. (Презентация, Слайд №4). Желающие участники мастер-класса могут проверить себя. Для этого предлагаю рисовать по шаблонам на мольбертах синхронно двумя руками.
6. Упражнения для работы над слаженным координированием рук
представлены на слайде (Презентация, Слайд №5, под счет выполняются упражнения №2, №3).
№2. Постучи кулаками одновременно, соотнеси количество ударов с цифрой.
№3. Постучи одновременно руками так, как указано на картинке, соотнеси количество ударов с цифрой.
4. Массаж и самомассаж
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу
Самомассаж рук
1. «Пунктирное» движение
Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.
2. «Поглаживание»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
3. «Буравчик»
Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
Самомассаж и гимнастика карандашами, катушками, мячами
Желающим предлагаются предметы и проводятся возможные упражнения с ними:
• Карандаши
• Катушки
• Колючий мяч
• Теннисный мяч
Самомассаж мышц лица
Самомассаж пальцами и ладонями.
Примеры (упражнения проводятся вместе с участниками мастер-класса):
«Рисуем дорожки», «Рисуем яблочки», «Рисуем елочки», «Пальцевый душ», «Рисуем брови».
«Клювик». «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
«Расческа». Поглаживание губ зубами.
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях
«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам, тереть круговыми движениями: «Чух, чух, чух».
«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
5. Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков (упражнения, представленные слайде выполняют участники мастер-класса, Презентация, Слайд №6).
В домашних условиях артикуляционную гимнастику можно разнообразить, включая элементы игры, вводя подручные предметы: чайная ложка, коктейльная палочка, соломка, тянущиеся мармеладки, конфетки чупа-чупс (Презентация, Слайд №7).
Совмещая с работой руки элементы артикуляционной гимнастики, можно добиться совершенствования артикуляционной и пальчиковой моторики вкупе. Такое направление называется Биоэнергопластика
Био – человек как биологический объект;
Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий;
Пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
- Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
- Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Обратите внимание на слайд (Презентация, Слайд №8, давайте попробуем скоординировать движения рук и артикуляционного аппарата
Капуста
Текст произносит ведущий. Движения или статичная поза Рук Губ Языка
Мы капусту рубим, рубим, Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу. Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»
Мы капусту трём,трём Трём кулаки друг о друга. Щёлкать язычком «Лошадки»
Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык
Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук. Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки. Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.
6. Глазодвигательные упражнения
Глаз – путешественник
Развешаны в разных углах и по стенам группы различные иллюстрации предметов.
И. п. – стоя.
Не поворачивая головы найдите глазами тот или иной названный предмет.
7. Развитие сенсорных ощущений
Упражнения на развитие тактильных ощущений вводятся в структуру коррекционного занятия, комбинируя их с образовательными задачами.
Предлагаю желающим участникам мастер-класса наощупь угадать объемные буквы, спрятанные в непрозрачный мешочек.
8. Упражнения на релаксацию
Данные задания способствуют расслаблению, снятию напряжения. Проводятся по мере необходимости, когда ребёнок перевозбужден, не может успокоится или настроиться на задание. (Презентация, Слайд №9, спокойная музыка).
Путешествие на облаке
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако,похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, всё тело удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими!
Итак, уважаемые родители, я заканчиваю своё выступление. Я уверена в том, что многое вы интуитивно применяете в общении со своими детьми.
Подводя итог нашему мероприятию, хочу заострить ваше внимание на том, что у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Спасибо за внимание (Презентация, Слайд №10).