Жанна Паймолова
Мастер-класс для родителей «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников с использованием интерактивных методов работы
Задачи мастер-класса :
1. Показать важность работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.
2) Поделиться с родителями методами использования речевых игр в жизни ребёнка;
3)Вызвать желание родителей играть с ребёнком, применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Участники: родители.
Форма проведения : мастер-класс.
Оборудование: ручки, муляжи фруктов, зубочистки, пластилин, макаронные изделия разного вида, манка, контейнеры, шнурки, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, киндерсюрпризы, губки, овощи, листочки трёх цветов.
Тема «С ребёнком играем- речь развиваем»
Этапы работы мастер-класса Содержание
Деятельность педагога Деятельность родителей
Подготовительно-организационный
3 мин Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на мастер-классе
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтобы детям своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Прочтите пожалуйста в точности слова, написанные на листочках:
…истая, п. авильная, г. амотная, чёт. ая, вы. азительная,. азбо…чивая, к. асивая, свясанная, п. аменная, фнятная, по. ят. ая.
Пожалуйста, уважаемые родители, вы догадались, что будет темой нашей сегодняшней встречи. Совершенно верно.
Речь человека - это его визитная карточка. Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал!»
Вставьте пожалуйста пропущенные буквы и исправьте ошибки.
Именно такой мы должны постараться сделать речь наших детей.
Существует много методов работы по развитию речи детей и сегодня я предлагаю вам поговорить о самом детском и самом интересном.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире.
- Вы часто играете с ребёнком? Что является причиной отказа от игры с ребёнком, пожалуйста, напишите на тучках (вывешивается на доску)
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения. Включаются в диалог, проявляют активную позицию, помогая в организации мастер-класса
Основная часть Совершенно необязательно усаживать ребёнка за стол и создавать атмосферу урока, вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте времени, оно потом вам окупится!
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
Отгадайте загадку:
Весной повисло - Все лето кисло;
А сладким стало - На землю упало. (яблоко)
- Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование
- «Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто скажет последнее слово может помыть и съесть яблоко.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
-Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Иван-царевич и серый волк», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Ведьма и. Солнцева сестра», «Наказанная царевна», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Мешок яблок» и др.
А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут надо и похлопать!
Можно вместе с ребёнком придумать сказку о яблоке или каком либо другом фрукте.
Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой.
В этом поможет игра
- «Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
-Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие.
«Приготовим сок (компот)»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т. д.
- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• развивает навыки мелкой моторики;
• способствует развитию речи;
• активизирует работу головного мозга;
• развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Игра «Пирамидка из пуговиц»
(Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации)
Инвентарь: зубочистки, пуговицы.
Содержание: Закрепить зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Необходимо нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, - в порядке уменьшения диаметра и так далее.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «сапоги». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся в «сапогах», делая по шагу на каждый ударный слог:
В резиновых сапожках,
По лужицам пройдусь,
Сухими будут ножки,
Я лужиц не боюсь!
Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно.
Но оказалась очень,
Та лужа глубокА,
Я полные сапожки
Из лужи набралА!
Сушатся сапожки,
Я пью с малиной чай,
Рукой машу в окошко,
«Жди, лужа, не скучай!
Игры с прищепками (упражнение с речевым сопровождением)
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игра «Путаница»
Ход игры: Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое слово.
Например:
Идет сильный холодный крокодил. (дождь)
Висит зеленая собака. (слива, груша)
Трактор ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Папа ремонтирует в гараже кашу (машину)
Дедушку ведут родители утром в детский сад (ребёнка)
Игры на кухне.
Игра «Золушка»
Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.
Игра «Бусы»
Предложите ребенку сделать бусы их макарон, рожков, сушек (нанизывая все на шнурок).
Игра «Песочница на кухне».
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать морковку, огурец. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Игра «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку, потом вы называете слово и кладете ребенку на ладошку. Играете до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, горькие слова.
Игра «Определи на слух».
В капсулах от киндер-сюрпризов положены разные крупы и мелкие предметы. Предложите ребенку на слух определить, что в этой капсуле и положить ее на соответствующую картинку
Игра «Готовим ужин»
Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? (Салат, Сырники, Суп, морС, Селедка и т. д.)
Игра «Переливание».
Поставьте перед малышом две миски, одна из которых наполнена водой, а другая пустая. Покажите ребенку, как при помощи обыкновенной медицинской клизмы, губки, маленькой ложечки, сита постепенно переливать водичку из одной емкости в другую. Обращайте внимание на булькающий и всасывающий звук, на льющуюся струйку и капли. Восторг ребенка гарантирован!
Игра «Покупки».
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
1. В каких из этих предметов «живет» звук «Р» (либо другой звук)
2. Что для тебя здесь самое вкусное?
3. Что самое тяжелое (легкое?
Игры со спичками.
Кто сказал, что спички детям не игрушка? Без спичечного коробка игра, да ещё какая. Поиграем? Из спичек можно сложить дерево, дом, кота.
Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.
Индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ
Заключительная часть Обмен мнениями. Много ли времени вы сейчас потратили на игру? (снимаем тучку)
Много ли денежных средств нужно для игр?
Как вы считаете, появиться ли у ребенка желание играть с вами?
Приобрели ли вы какой либо опыт?
Владение правильной и красивой речью – это большой труд как педагогов, так и родителей!
Как гласит буддийская притча «Хлопок одной ладони» звучанье одной ладони- это беззвучие.
Хлопок - это удар двух ладоней. Одна ладонь - педагог, а другая ладонь - самая главная - это Вы - родители!
Мы приготовили для вас «Домашние рецепты развития речи»
У каждого на столах лежат листочки трех цветов. Если вам понравился мастер-класс, вы узнали много полезного и интересного, будете применять данные виды работы в своей практике, приклейте зеленый лист.
Если вам понравилось, но не все, у вас остались вопросы, то жёлтый.
Если вы считаете, что мастер-класс не удался, приклейте красный лист.
- А ещё фрукты и ягоды, на которых прошу вас написать темы, которые у вас вызывают вопросы и интерес. О чем бы вы хотели узнать и чем поделиться. Это будет наш с вами план работы в перспективе. Спасибо. Рефлексия.
самоанализ