Филенко Ольга
Мастер-класс для родителей «Игры по дороге домой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение родительской компетенции по речевому развитию детей дошкольного возраста с дальнейшим использованием полученных знаний (игры, упражнения) в совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
1. Научить родителей играть в простые словесные игры
2. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов.
3. Дать практические рекомендации родителям по организации словесных игр для детей дошкольного возраста.
4. Познакомить родителей с методами ТРИЗ
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры по дороге домой“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Практическая часть:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы Вас собрали, чтобы рассказать Вам что дорога в детский сад и назад домой может быть приятной и полезной.
В нашем современном, мире все постоянно спешат, в том числе и родители малышей, которые нуждаются в простом общении со своими все время занятыми родителями. Но чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.
Вот, например, по дороге домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, что у него сегодня получилось, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.
Словесные игры.
Очень большой плюс таких словесных игр в том, что никаких игровых атрибутов они не требуют, а развивающий эффект от них большой.
Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, а потом поменяться с ребенком местами. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников.
Приводим перечень игр:
«Считаем всё!» (развитие внимания, памяти и счета). Взрослый и ребенок договариваются считать все предметы определенной категории, которые будут встречаться по дороге в детский сад. Например, легковые машины красного цвета или всех детей, идущих навстречу.
«Что на что похоже» (развитие связной речи, наблюдательности, творческих способностей) Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения: Белый снег похож на (что? а еще на что, дом похож на…и, дерево похоже на… и… Если есть возможность остановиться и подумать, то можно поискать похожее к проплывающему облаку, луже или трещине на асфальте.
«Сравнивалки» (развитие речи, памяти, мышления) Ребенку предлагается сравнить два предмета, назвав их сходство и различие. Начать лучше с простого, например, сравнить кошку и собаку (это животные, домашние, есть хвост, четыре лапы…кошка мяукает, а собака лает, корову и лошадь. Затем можно сравнивать совершенно разные предметы и явления. Сравните дом и дорогу, камень и машину, птицу и реку, утро и вечер, стол и вазу, лошадь и телегу, кошку и яблоко, сказку и песню.
«Бывает – не бывает» (развитие речи, внимания, мышления) Взрослый говорит фразу, ребенок должен сказать бывает/ не бывает: Почтальон принес письмо, Шапочка резиновая, Кошка варит кашу, Яблоко соленое, Папа идет на работу, Телефон звонит в дверь, Поезд летит по небу, Ветер качает деревья, Мама идет в школу, Картина прибила гвоздь, Пол бежит по кошке, Зимой идет снег, Собака гуляет по крыше, Мальчик виляет хвостом, Снежная баба лепит Ваню, Писатели пишут книги, Чашка упала на потолок, Катя ужалила осу и т. д.
Игры : «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает».
«Рыба – птица – зверь» (развитие внимания, переключаемости, скорости реакции) Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу.
«Цепочка слов» (обогащение словарного запаса, закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, развитие памяти, внимания) Взрослый и ребенок по очереди называют слова, обозначающие предметы, с правилом, что каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Повторять уже названные слова нельзя. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.
«Причины – следствия» (развитие мышления)
1. Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше причин, по которым могло случиться то или иное событие. Например: на асфальте лужа. Почему?
Варианты ответов: прошел дождь, у кого-то разбилась бутылка с водой, налили специально для птичек, из самолета выпал пакет сока, здесь мыли машину…
2. Требуется придумать как можно больше возможных последствий к какому–либо действию. Например: в ванной не закрыли воду. Что может произойти дальше?
«Противоположности» (развитие речи, внимания, мышления) Предлагается подобрать антоним к заданным словам: высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз. Быстрый, бедный, мокрый, новый, гасить, греть, далеко, высоко, большой, больной, острый, сытый, помогать, горячо. и т. д.
«Слова с одной буквы» (развитие речевой памяти, внимания) Взрослый и ребенок по очереди называют слова начинающиеся на одну букву (кошка, каша, ключ) Тот, кто не может больше вспомнить слово, оказывается проигравшим. Здесь родителю важно создавать для ребенка ситуацию переменного успеха.
«Предметы одной формы» (развитие внимания, мышления, речи) Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
«Назови лишнее слово» (развитие речи, внимания, мышления) Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
«Кто кем был раньше?» (развитие речи, внимания, мышления) Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком, лошадь – жеребенком, мама – девочкой, бабочка – гусеницей и т. д.
«Что общее?» (развитие речи, внимания, мышления) Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт ( уточняем: воздушный).
«Один – много» Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди. Слова для подбора: ребенок, лампа, шкаф, яйцо, пакет, теленок, дерево и т. д.
«Назови ласково» Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
Все эти словесные игры помогают постепенно, в процессе игры, делиться знаниями. Эти игры можно всегда взять с собой в дорогу.
Желаем Вам приятных прогулок с детьми. Спасибо за внимание!