Татьяна Колесова
Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Играя, развиваем речь
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка» с. Воздвиженское
Мастер-класс для родителей
«Играя, развиваем речь»
Подготовила и провела
воспитатель
МКДОУ Воздвиженского д/сада «Звёздочка»
Колесова Татьяна Владимировна
2018 г.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей. Знакомство родителей с играми и игровыми упражнениями для развития связной речи у детей старшего возраста.
Задачи:
– Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
– Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Актуальность речевого развития детей.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Поэтому воспитывая полноценную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверенным в себе, своих силах.
В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.
Методы: Наглядные, словесные
Участники: Воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: экран, мультимедийная установка, презентация «Играя, развиваем речь», запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников, цветок, карандаши (по количеству участников, крупа: горох, фасоль, мешочек с предметами, клубок, смайлики.
Подготовительная работа:
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- разработка памяток для родителей.
Структура мастер – класса :
1. Вводная часть:
Представление воспитателем темы собрания;
Просмотр презентации «Играя, развиваем речь».
2. Основная часть:
Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Заключительная часть.
Ход мастер – класса :
1. Вводная часть: (Слайд 1)
Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас.
А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы словами «да» или «нет»
Ответьте громко и хором, друзья:
Деток своих все вы любите? (Да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
«Помочь откажитесь нам?» (Нет)
Последнее спрошу вас я:
«Активными все будем?» (Да)
Замечательно! Молодцы!
Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему «Играя, развиваем речь». (Слайд 2)
Воспитатель: (Слайд 3)
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как делать самомассаж. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
2. Основная часть: Игротренинг с родителями.
Воспитатель: Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент» (Слайд 4).Сейчас мы будем передавать по кругу цветок. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Воспитатель: (Слайд 5) Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память (Слайд 6).
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Капуста» (Слайд7, которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Давайте все вместе потренируемся.
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами (Слайд8).
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать прищепки (Слайд 9, горошки, природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др. любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Сейчас мы попробуем выполнить упражнение с карандашом.
КАРАНДАШ (Слайд 10).
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
А теперь давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с развитием навыков осязательного восприятия (Слайд 11).
Все мы помним сказку о Золушке. Сейчас я предлагаю вам превратиться в Золушек и выполнить поручение злой мачехи – перебрать крупу (отделить горох от фасоли).
Игра «Золушка» (Слайд 12). Усложним задачу, работать вы будете в парах и перебирать крупу одной рукой. (Сидящий справа – работает правой рукой, слева – левой.)
Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Молодцы! А теперь игра «Волшебный мешочек» (на ощупь найти любой предмет и описать его) (Слайд 13, 14).
Ещё можно с ребёнком поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Любая работа требует смены деятельности, для этого мы используем физминутки.
Физкультминутка «Солнышко» (Слайд 15)
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
Воспитатель: (Слайд 16) Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Стрекоза». Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.
«Стрекоза».
Утром стрекоза проснулась, Потереть кулачками глаза.
Потянулась, улыбнулась. Провести по бровям, слегка нажимая
Раз – росой она умылась, Имитировать умывание.
Два изящно покружилась, Массировать лоб.
Три – нагнулась и присела. Наклонить голову и массировать
виски.
На четыре полетела. Растереть подбородок.
У реки остановилась, Показать кончик носа.
Над водою закружилась. Массировать кончик носа.
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.
Воспитатель: (Слайд 17)Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
«Игры на кухне»
Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:
«Съедобное-несъедобное».
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
«Цвет, форма, размер»
Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.
Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Угадай»
Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.
Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру ( н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Цель: формирование навыков словообразования.
Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь - морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня.
(Слайд 18)
Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Давайте вместе поможем нашим детям вырасти умными и успешными!
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. На столе лежат смайлики, выходя из зала, выберите то лицо, с каким настроением вы уходите.
Благодарим вас за активное участие! Всем большое спасибо! До свидания
Анализ мастер - класса.
С целью ознакомления родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста в старшей группе МКДОУ Воздвиженского детского сада «Звёздочка» был проведён мастер – класс для родителей на тему «Играя, развиваем речь». На мастер-классе присутствовали 6 человек. Мне хотелось познакомить и показать родителям игры и игровые упражнения для развития связной речи у детей старшего возраста, которые можно использовать дома для занятий с детьми. Мастер – класс прошёл в игровой форме, где каждый принял участие. После просмотра презентации по теме мастер – класса родители задавали вопросы, играли в пальчиковые игры, игры с предметами.
Родители были очень активными. Все задания выполняли с интересом. Считаю, что все поставленные задачи были реализованы.
Родители в завершении мастер – класса были убеждены, что совместными усилиями мы поможем нашим детям. Родители пришли к выводу, что очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Литература:
1. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70
2. Справникова И. Н. Слово на ладошке // журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85
3. Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2006г. с 9-12
4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т. Н. Зенина. — М. : Педагогическое общество России, 2007.
5. А. И. Максаков Развитие правильной речи ребёнка в семье// Пособие для родителей и воспитателей. Мозаика – Синтез Москва 2005.