Наталья Загора
Мастер-класс для родителей и коллег «Использование самомассажа для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для родителей и коллег на тему :
«Использование самомассажа для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения.
Публикация «Мастер-класс для родителей и коллег „Использование самомассажа для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массаж. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
2. Показать значимость развития мелкой моторики детей.
3. Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития речи, внимания, памяти, воображения.
5. Продемонстрировать несколько комплексов профилактической гимнастики.
6. Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Оборудование: массажные мячи с колючками по количеству участников, шишки, палочки, варежки для самомассажа
Раздаточный материал:
• памятка для родителей «Массажный мяч»;
• консультация для родителей «Пальчиковые игры с массажным мячом»;
• «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие» (практические советы);
Ход консультации.
Воспитатель. Здравствуйте уважаемые родители и коллеги. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.
Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, массаж и самомассаж.
Что такое самомассаж?
Интересна история возникновения слова «массаж и самомассаж». Одни авторы считают, оно произошло от арабского mаss или masch (нежно разминать, надавливать, другие – от греческого mаssо (тереть, мять, сжимать руками, третьи - от латинского mаssа (пристающее к пальцам). Так или иначе, самомассаж – это воздействие на различные части своего тела.
Чем полезен самомассаж?
Под действием самомассажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются -> повышается теплоотдача - сосуды сужаются - охлаждаются сосуды). Упражнения самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями развивает совокупность движений тела, мелкую моторику рук, способствует снятию напряжения, а потирание кончиков пальцев способствует успокоению нервной системы. А если массаж сопровождается текстом, то обогащается не только внутренний мир ребенка, но и оказывается положительное воздействие на развитие речи, памяти, воображения, мышления и других психических процессов. При проведении самомассажа возможно использование музыкального сопровождения. Оно, в зависимости от характера, взбодрит или наоборот успокоит эмоциональное состояние детей.
Главной, отличительной чертой самомассажа должна являться эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус поддержит интерес к массажу (эти упражнения должны нравиться и доставлять удовольствие, предупредит различные заболевания (органов дыхания, пищеварения, инфекционных заболеваний, болезней глаз, нервной и сердечно – сосудистой системы и так далее).
Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этой оздоровительного приема.
Что можно использовать для массажа :
• природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)
• зубные щетки и щетки для волос
• массажные мячики
• прищепки
• шестигранные карандаши
• бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)
Уважаемые участники, а теперь я предлагаю вам перейти к практическому занятию и выполнить несколько видов массажа.
Варианты пальчиковой гимнастики.
Снежинки.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. - Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. - Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки?
В ладошке вода! - На первый вопрос сжать кулачки, на второй – разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? - На первый вопрос сжать кулачки, на второй – разжать
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
Как видно ладошки мои горячи. - Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Прижать ладони к щекам.
Ёлочка.
Перед нами ё лочка: - Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – «верхушка» ёлочки.
Шишечки, иголочки, - Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.
Шарики, фонарики, - «Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.
Зайчики и свечки, - «Ушки» из указательных и средних пальцев, потом сложенные вместе ладони.
Звёзды, человечки. - Ладони сложены, пальцы растопырены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.
И пушистого щенка. - На каждое название подарка дети загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке.
Массаж пальцев и ладоней колючим массажным мячиком и шишками.
Предлагаю вам, дорогие родители, взять сосновые шишки и исследовать их (родители берут шишки).
- Расскажите о своих ощущениях. Шишка какая? (ответы родителей).
- Начнем с перекатывания шишек между ладонями до появления ощущения приятного тепла и легкого покраснения (логопед показывает, родители повторяют).
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать.
Раз, два, три, четыре, пять.
- Далее выполняем круговые движения шишкой между ладонями (логопед показывает, родители повторяют).
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
- Далее сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой (логопед показывает, родители повторяют).
Шишку я в руке держу,
То сожму, то разожму.
Поиграю с нею,
Ладошки разогрею.
Вот сжимаю правую,
Вот сжимаю левую.
Буду шишки я сжимать,
Буду ручки укреплять.
1. Мяч зажать между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Катайте мяч взад – вперед.
2. Исходное положение тоже, выполняйте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его вперед (как будто закручивая крышку).
4. Мяч держите только подушечками пальцев и с силой надавите на него 4 – 6 раз.
5. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его назад (как будто откручивая крышку).
6. Мяч подкиньте двумя руками на 20 – 30 см и поймайте его.
7. Мяч зажать между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти в стороны. Ладонями надавливайте на мяч (4-6 раз).
Массаж ушей.
Воспитатель. По количеству биологически активных точек с руками могут поспорить только уши. Ещё в древнем Египте, Персии массаж ушей считался лучшим способом оздоровления организма. Этот вид оздоровления основан на стимуляции биологически активных точек расположенных в ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребёнка, свернувшегося в эмбриональной позе. Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.
Массаж этих точек полезен в частности для быстрой мобилизации сил организма, улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простуды.
Массировать необходимо оба уха, движения по часовой стрелке пробуждает и активизирует, в противоположном направлении – успокаивает и умиротворяет.
Профилактический гармонизирующий массаж – растирание ушной раковины по все площади.
Если Вас одолевает усталость, вы чувствуете себя вялыми и сонными, массаж нужно начать с мочек и козелка.
Если к вечеру у вас болят, отекают ноги и руки, то во время массажа воздействуйте на области верхнего края ушей, так вы поможете ногам выдержать нагрузки рабочего дня.
Надавливание на центр мочки снимает усталость с глаз.
При проблемах с внутренними органами помассируйте среднем и указательным пальцем центральную углублённую часть ушных раковин.
Детям мы можем предложить этот массаж в виде игры.
Следует помнить, что массаж ушей никогда не нанесёт вреда, но всегда приведёт к улучшению физического и эмоционального состояния.
Массаж с помощью палочек.
Для самомассажа в своей практике я использую палочки, разные по толщине и длине. Их можно катать между ладонями, прокатывать до локтя и обратно (логопед показывает, родители повторяют).
1. Березовую палочку я в руках катаю,
С палочкой березовой немного поиграю.
Покатаю медленно, а затем быстрее.
Березовая палочка ладошки мне согреет.
2. По ручке палочку качу,
Слова простые ей шепчу:
«Катись, палочка, быстрей
мою ручку согрей».
- Как показывает моя практика, детям также интересны игры с карандашами с ребристой поверхностью (логопед показывает, родители повторяют).
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Заключение
Воспитатель: Уважаемые родители, наш мастер-класс подошёл к концу! Всем большое спасибо за участие. Чтобы вам было легче применять полученные знания, я приготовила для вас памятки. Есть ли у Вас вопросы по тем здоровьесберегающим технологиям, с которыми вы сегодня познакомились? Если вас заинтересовала эта тема, то мы можем продолжить её обсуждение на следующей консультации для родителей.
Заключительная часть
- Расскажите о своих ощущениях, впечатлениях (родители делятся впечатлениями, рассказывают об ощущениях).
- Возможно, у кого-то возникли вопросы?