Олеся Шакирьянова
Мастер-класс для родителей детей подготовительных к школе групп «Отдых это здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.
Задачи:
• Расширить представления родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, с целью их использования в семейном воспитании.
• Познакомить родителей с методами работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей подготовительных к школе групп „Отдых это здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для родителей
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2022
• Активизировать родителей в стремлении использовать методы релаксации для формирования у детей навыков самоконтроля и коррекции их поведения в домашних условиях.
• Развивать у родителей навыки рефлексии.
План мероприятия
1. Проблемы поведения и здоровья детей 6-7 лет. (7 мин.)
2. Мастер-класс : методы мышечной релаксации. (10 мин.)
3. Практическая часть: представление методики БОС. (5 мин.)
4. Мастер-класс : метод диафрагмального дыхания. (10 мин.)
5. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
Предварительная работа:
• диагностика родителей «Опросник родительского отношения», создание группы для общения с родителями в месенджере WhatsApp. Обсуждение проблем поведения и саморегуляции дошкольников с родителями. Выпуск приглашений на мастер-класс. Подготовка памяток, слайд-шоу, материала к мастер-классу.
Инструментарий и материалы:
• подготовка аудитории, компьютер, аудиозаписи «Звуки леса», «Шум моря», доска, арома-масла, кресла-подушки, соляной светильник, подушки-антистресс, игрушки анти-стресс.
Аудитория:
• родители детей подготовительных к школе групп (12 человек)
Время проведения
• 30минут
Ход мероприятия.
Введение.
Добрый вечер, уважаемые родители. Для тех, кто не знает – меня зовут Шакирьянова Олеся Владимировна, я педагог-психолог МАДОУ «Березка». Я пригласила вас в рамках проекта педагогов вашей группы «В здоровом теле здоровый дух».
Сейчас дети проживают насыщенную на события и информацию жизнь. Они с утра и до вечера в детском саду, развивающих кружках и спортивных секциях. Неудивительно, что они, как и мы взрослые, устают и физически и умственно и эмоционально.
- Скажите пожалуйста есть ли у ваших детей проблемы в поведении?
Ответы родителей : Капризничает, жалуется на усталость, дерется, спорит, упрямится.
- Какой широкий круг проблем вы сейчас описали. Эти проблемы действительно имеют место быть в жизни каждого ребенка. конечно мы не в праве запрещать детям испытывать негативные эмоции. Любое состояние должно проявится, иначе подавленные эмоции могут вылиться в более тяжелые состояния как физического (дети болеют) так и эмоционального (депрессии, другие нарушения эмоционального развития).
Но в наших силах создать такие условия, чтобы предотвратить эти состояния. Конечно же это и обеспечение здоровой благополучной обстановки в семье, ограждение детей от чрезмерных стрессов. Но не от всех проблем наших детей можно спрятать. Да и в силу детского возраста, несовершенства головного мозга, нервной системы, детям трудно себя контролировать и сознательно управлять собственным состоянием.
Сегодня я хочу вас познакомить с такими методами саморегуляции как: мышечная регуляция и диафрагмальное дыхание.
Мастер-класс по мышечному расслаблению.
Сейчас я вас познакомлю, как я учу детей расслаблять свои мышцы и тело, заодно мы с вами потренируемся физическому расслаблению, ведь порой это так необходимо после напряженного трудового дня. Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.
1. Сожмите изо всех сил кулаки, держа их на уровне груди. Почувствуйте напряжение в кистях. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах?
2. Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах. Почувствуйте напряжение в предплечьях. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
3. Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
4. Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы, сведите лопатки и опустите их вниз. Почувствуйте напряжение в верхних мышцах спины. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
5. Вытяните ноги перед собой, сведите носки, а пятки расставьте, при этом пальцы ног согните, чтобы они смотрели в пол. Согните голеностопный сустав, чтобы носок тянулся к вам, и теперь оторвите выпрямленные в коленном суставе ноги. Почувствуйте напряжение в мышцах голеней и бедер.
6. Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
7. Для того чтобы ваш организм расслабился, чтобы вы испытали спокойствие, а тревожные мысли ушли на второй план, повторите эти упражнения 4–5 раз.
Каковы ваши ощущения? Удалось ли расслабится? Что не получилось? Легко ли было выполнять упражнения? Смогли бы вы научить своих детей мышечному расслаблению? (Ответы родителей). В этом вам помогут стихи к упражнениям на напряжение и расслабление мышц (предлагаются буклеты-картотеки).
Практикум по релаксационному дыханию.
Когда вы научите своих детей расслаблять мышцы тела, то можете приступать к практике по тренировке диафрагмального релаксационного дыхания.
Положите одну руку на живот, другую на грудь – так вы самостоятельно можете проконтролировать правильность выполнения дыхательного упражнения. Можете смотреть на видео или закрыть глаза и слушать меня: «Спокойно на счет «один» - делаем вдох носом, «надуваем шарик» - поднимаем живот. На счет «два, три» медленно делаем выдох, втягивая мышцы живота - «шарик сдувается»». Инструкция повторяется несколько раз. Отслеживается правильность выполнения дыхания (дыхание не задерживается, слежу за самочувствием клиентов.
Каково ваше самочувствие? Не кружится ли голова? (При положительном ответе на этот вопрос, дается комментарий о том, что это нормально – при диафрагмальном дыхании, легкие вдыхают больше воздуха, больше кислорода попадает в кровь и мозг, вследствие чего может на короткое время закружится голова.) Удалось ли расслабится полностью? Нет ли сонливости? (Ответы родителей, беседа по возникающим вопросам)
В рамках реализации проекта «В здоровом теле здоровый дух» я обучаю некоторых детей диафрагмальному дыханию на по методу БОС.
Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере.
Цель работы: сохранение и укрепление психомоторного здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологически обратной связи.
Задачи:
1. оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния
2. использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений
3. регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания
4. сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи БОС- «Биосвязь» и реализуется в несколько этапов:
Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора. (проводится теоретическое занятие)
Этап 2. Подготовка – приобретение навыка работы с компьютерной программой, прибором БОС и датчиками. (2 занятия)
Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем прибора ДАС – БОС (5 занятий)
Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС – БОС (пять занятий)
Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (три занятия).
Таким образом, ребенок проходит за полный курс 12 занятий. Занятие длится 15-20 минут – 2 раза в неделю. Занимаются дети в группах по одному - три человека, так как для них требуется индивидуальный подход.
Занятия с детьми дошкольного возраста построены в виде тренинга, проводившегося в три этапа: включение в работу, теоретическая и практическая часть. На каждом занятии здоровья вначале проводится мышечная релаксация, состоящая из упражнений на способность к произвольному расслаблению и включенность в работу.
Таким образом, происходит постепенная синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. При этом я слежу, чтобы ребенок выдох делал плавно и без усилий. На каждом занятии я вырабатываю у детей навык самостоятельности и ответственности. По мере проведения занятий отмечается улучшение общего психоэмоционального состояния детей.
Об успешности занятий можно судить по динамике показателей после курса занятий, которые условно можно разделить на две группы : медицинские и педагогические.
Медицинские показатели:
• Воспроизведение навыка диафрагмального дыхания без приборов БОС;
• Изменения ДАС (максимальной дыхательной аритмией сердца, ЧСС (частоты сердечных сокращений, ЧД (частоты дыхания).
Педагогические показатели:
• Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
• Формирование навыков самостоятельных занятий;
• Изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни.
Рефлексия.
«Свободный микрофон». Родители по очереди высказывается о проведенном мероприятии, держа в руках микрофон.