Екатерина Анатольевна Кузнецова
Мастер-класс для родителей детей группы раннего возраста «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей детей группы раннего возраста
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома"
Цель: формирование у родителей представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения.
Задачи:
• поделиться педагогическим опытом по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ;
• познакомить родителей с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников;
• повысить педагогическое мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях;
• повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей;
• продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Оборудование: массажные мячики, орехи, сосновые шишки, прищепки, шестигранные карандаши, буклеты с пальчиковыми играми.
Ход мастер - класса:
Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли к нам сегодня. Мы хотели бы поделиться с вами педагогическим опытом по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ. Представляем вашему вниманию мастер -класс «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».
Проблема здоровья и его сохранения, воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому самая главная задача для педагогов и родителей – вырастить здорового ребёнка.
Для эффективного решения этой задачи в дошкольном образовании используются здоровьесберегающие технологии — это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья детей. Это и физкультурные занятия, и динамические паузы, и дыхательная и пальчиковая гимнастика, разные виды закаливания, самомассаж, гимнастика для глаз, логоритмика, подвижные игры и другие.
Практическая часть мастер-класса:
Сейчас, мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми из видов здоровьесберегающих технологий, которые применяем в своей работе с детьми. Вы также сможете в дальнейшем использовать их со своими детьми дома.
Один из видов здоровьесберегающих технологий – пальчиковая гимнастика.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (по Канту).
На ладони много биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный палец - печень, средний палец - кишечник, указательный палец - желудок, большой палец - голова. Поглаживание по ладони нормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.
Вопрос к родителям.
1. Играли ли ваши родители с вами в пальчиковые игры в своё время? Как?
2. Как вы теперь сами играете с пальчиками вашего ребёнка?
Значение пальчиковой гимнастики:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;
• развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
• помогает снимать тревожность.
Сейчас, я хотела бы показать Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики. Первый раз я покажу, а второй раз - попробуйте повторить за мной.
Варианты пальчиковой гимнастики.
«Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
Деда, баба, папа, мама и я –
Вот такая дружная семья!
Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик щи варил,
Этот пальчик кашу ел,
Этот пальчик песни пел,
А этот пальчик – помогал
Хоть ещё и очень мал!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Это пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел!
От того и потолстел.
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с мизинца)
«Замок»
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
«Ладушки – ладошки»
Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Во дворе цыплятам накрошили крошек, («крошим хлеб»)
Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой
поглаживаем другую)
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)
Как они устали - ладушки – ладошки! (поглаживание рука об руку)
Я вижу вы немного устали. Выходите ко мне, становитесь полукругом. Для снятия статического напряжения в детском саду, а вы можете это делать и дома, применяются динамические паузы. Это ещё одна технология. Динамические паузы могут сопровождаться стихами или строится на словесных указаниях, могут включать в себя элементы гимнастики.
«В нашей избушке…»
В нашей избушке петушок поет, (руки складываем «домиком»)
Мышка – норушка избушку метет, («метем» ладошкой по столу)
Кошка на окошке штанишки шьет, (указательным пальцем «шьем» иголкой)
Курочка на печке горшки скребет. (ладошками сделать горшок, поскрести «коготками»).
«У жирафов пятнышки везде»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу - рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
«Зайчики»
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
В маленькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки, (имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
Игровой самомассаж
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Массаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
По ладошке бежит и пыхтит,
Пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит,
Пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю, браво.
Точечный массаж «Неболейка»
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело
(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо нос нам растирать
(указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем,
Ладони держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони козырьком и растирают его движениями в стороны)
Вилку пальчиками сделай,
Массируй уши ты умело
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают перед, и за ушами)
Знаем, знаем – да, да, да!
(растирают кисти рук)
Нам простуда не страшна!
(хлопки в ладоши)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Итог.
Уважаемые родители, мы поделились с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников. Мы можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для нас самое главное.
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарим вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?
До новых встреч!