Ирина Шишкина
Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед Вишнякова Елена Юрьевна, педагог-психолог Шишкина Ирина Евгеньевна.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Во что одет слон? (Слон одет в синий комбинезон, полосатые ботинки, красный свитер.)
Предложите ребенку повторить рассказ.
Я передаю слово педагогу – психологу Ирине Евгеньевне.
Выступление педагога-психолога Шишкиной И. Е.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи „Домашняя игротека“ (часть II)» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Начальная школа. 2 класс
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью. А так как ваши дети будущие первоклассники, то для успешного обучения им в школе необходим определенный уровень развития психических функций - восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. (см. Презентацию, слайд 13)
У детей с ОНР отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечается у всех детей с ОНР.
Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и не различение зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в различении понятий "справа" и "слева", обозначающих местонахождение объекта. У них так же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
Внимание у детей с ОНР характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
Исследования памяти у детей с ОНР обнаруживают, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. [1]
В дошкольном возрасте развивать психические функции необходимо через интересные для ребенка игры. Предлагаем вашему вниманию игры, в которые вы можете играть с ребёнком дома, на прогулке, в поездке.
Игра "Похлопаем" (см. Презентацию, слайд 14)
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Упражнение "Повтори рисунок" (см. Презентацию, слайд 15)
Взрослый дает ребенку следующую инструкция: "Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего стирать нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к его выполнению".
Игра "Обезьянка"(см. Презентацию, слайд 16)
Взрослый предлагает ребенку: "Давайте мы с тобой сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Взрослый на глазах у ребёнка складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребёнок должен как можно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Другой вариант: построенную на глазах у ребенка конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
Игра "Что исчезло?" (см. Презентацию, слайд 17)
Посмотри внимательно на картинки, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить. (Взрослый просит ребенка закрыть глаза или отвернуться. Одну картинку взрослый убирает и просит ребенка открыть глаза и назвать исчезнувший предмет.)
Игра "Что изменилось?" (см. Презентацию, слайд 18)
Посмотри внимательно на картинки, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить. (Взрослый просит ребенка закрыть глаза или отвернуться. Взрослый меняет местами 2-3 картинки и просит ребёнка открыть глаза и назвать, что изменилось).
Игра "Найди отличия"(см. Презентацию, слайд 19)
Покажите ребенку картинку. Спросите одинаковые картинки или нет. Чем они отличаются?
Игра "Четвёртый лишний"(см. Презентацию, слайд 20)
Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?
Игра "Четвёртый лишний"(см. Презентацию, слайд 21)
Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?
Игра "Да-нетка" (см. Презентацию, слайд 22)
Взрослый загадывает слово (название животного, растения, овоща, фрукта и т. д., а ребёнок с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет», должен это слово угадать.
Игра "Угадай по описанию" (см. Презентацию, слайд 23)
Взрослый описывает предмет, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет.
Игра "Найди предметы похожие на круг, треугольник. " (см. Презентацию, слайд 24)
Взрослый предлагает ребенку вспомнить или найти в своем окружении предметы похожие на круг (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Игра "Закончи предложение" (см. Презентацию, слайд 25)
Ребенку зачитываются незаконченные предложения, предлагают внимательно послушать начало каждого предложения и придумать его завершение.
Педагог-психолог: "Спасибо за внимание! Мы желаем вам терпения и удачи! "
Список литературы:
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М., 2004.
2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М., 2008.
3. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. - М., 2009.
4. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. - М., 2010.