елена даутова
Мастер-класс для родителей «Проведение опытов с детьми в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей
«Проведение опытов с детьми в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
• показать и научить, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться опытом с другими людьми;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Проведение опытов с детьми в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• способствовать укреплению взаимоотношений детей и родителей в совместной деятельности.
Обоснование проблемы.
Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания. Эксперимент - то же, что и опыт.
Толковый словарь русского языка
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.
Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников. В дошкольный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5 - 6 лет. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения.
Утоляя жажду познаний, поощряя детскую любознательность детей и направляя их в активную деятельность, мы обогащаем представления детей об окружающем мире, помогая ребёнку понять его многообразие.
Эксперименты - это увлекательный способ разнообразить ваш досуг и рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание малыша. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у крохи, совершающего свои первые научные открытия!
Ход мастер - класса:
Воспитатель: начинаем наше собрание с небольшой разминки. Давайте встанем в круг и, передавая друг другу мяч, скажем своему соседу комплимент. Это небольшое упражнение обязательно поднимет ваше настроение, т. к. каждому приятно услышать в свой адрес что-то хорошее.
Воспитатель: я думаю, что у всех вас хорошее настроение. Предлагаю присесть к столу, и мы с удовольствием будем экспериментировать.
Опыт № 1
Оборудование: цветная бумага, ножницы, ёмкость с водой.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи ножниц закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Опыт № 2
Оборудование: газированная вода, прозрачная ёмкость, виноград.
Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Опыт № 3
Оборудование: спички, пипетки, ёмкость для проведения опыта, вода.
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Воспитатель: причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Опыт № 4
Оборудование: газета, спички или зажигалка, пол литровая стеклянная банка, ёмкость для проведения опыта, вода, монета.
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой.
Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять.
Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Опыт № 5
Оборудование: стакан с водой, лист картона, чуть больше горлышка стакана.
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Вывод: эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Давайте - же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Список используемых источников
1. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г. – 64 с.
4. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
5. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
6. Тугушева Г. П., Чистяков А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. – 128 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. /Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. М. : АРТИ, 2008. – 64 с.