Елена Маркова
Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование блоков «Дьенеша», «Палочек Кюизенера» для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
I. Теоретическая часть
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Мастер-классы для родителей
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Интеллектуальная готовность ребенка предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.
Как показывает практика, дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.
Что же это такое?
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Использование в играх с детьми логических блоков позволяет
развивать мышление, память, внимание, воображение.
В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом,
размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Также я хочу познакомить вас с дидактическим материалом - палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Джордж. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - брусочки 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.
Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета (черная семья).
1-белого цвета и кратна любому числу (белая семья).
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны цвет, размер, и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Начать играть в палочки Кюизенера можно даже с малышом полутора-двух лет. На первых ознакомительных заданиях можно начать с изучения цветов. Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, малыш сможет легко освоить основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое. Помимо занятий, нацеленных на развитие математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей, и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и палочками Кюизенера. Давайте, превратимся в детей и вместе поиграем.
II. Практическая часть
Задания на основе логических блоков Дьенеша
- Сегодня утром я пришла в детский сад и увидела этот сундук, хотела открыть, но на нем замок (слайд 16).
- Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в сундуке.
- Замок то не простой, наверное, это какая-то загадка (слайд 17).
- Найдите в коробках фигуры-ключи и положите на замок.
- Какой формы твой ключ? (красный, квадратный, большой, тонкий)
- Какой ключ у тебя? (желтый, треугольный, большой, тонкий)
- А у тебя какой ключ? (синий, круглый, маленький, толстый)
Открываем сундучок, а там письмо: «Здравствуйте! Это пишут вам математические человечки. У нас беда! Злая колдунья Бастинда выкрала нашу королеву Математики и спрятала ее в своем замке в высокой башне! Без вашей помощи нам не обойтись, ведь мы слишком маленькие, а путь далек и труден. Злая Бастинда заколдовала города, леса и горы, чтобы их расколдовать нужно, выполнить сложные задания, которые под силу только вам! Математические человечки» (слайд 18)
- Поможем математическим человечкам вернуть их королеву и разрушить все колдовские чары злой колдуньи Бастинды?
- Смотрите путь и правда, очень далек (слайд 19).
- Что же нам можно придумать, чтобы побыстрее добраться до замка?
- А давайте, построим автомобиль из геометрических фигур! (слайд 20).
- Автомобили собраны, а значит можно отправляться в путь! И первый пункт назначения
– это … (слайд 21)
- Смотрите перед нами обрыв, и мы не можем дальше двигаться (слайд 22).
- Что же нам делать?
- Правильно, можно построить мост из блоков, да так чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме и цвету (выкладывают цепочку на столе).
- Мост построен, можно ехать дальше! (слайд 23)
- Смотрите, мы прибыли, в какой-то город! (слайд 24). В этом городе есть домики, а жители города — сказочные фигуры — они поссорились, т. к. колдунья Бастинда заколдовала их, чтобы они не могли договориться друг с другом, кто на каком этаже будет жить.
-Давайте расселим фигуры по заданным свойствам (слайд 25).
Объяснение свойств: (слайд 26) :
Цвет блока обозначается пятнами (красный, синий, желтый);
Величина блока – силуэтом домика (большой, маленький)
Форма – контурами
Толщина – условным изображением человеческих фигур (толстый и тонкий)
- Вот какие вы молодцы! Расколдовали сказочные фигуры, теперь они будут дружны, и никогда не будут ссориться!
- Отправляемся дальше в путь! И следующий пункт нашего назначения… (слайд 27)
Задания на основе палочек Кюизенера.
- Куда это мы попали? (слайд 28)
- Бастинда заколдовала обезьян, уменьшив их рост, и теперь они не могут забраться на пальмы за бананами, а им так хочется кушать.
- Нужно бедным помочь, но как? Чтобы это исправить, нам необходимо построить лестницу и сорвать с пальмы все бананы.
- Постройте лестницу, начиная с самой маленькой палочки – белой, а закончите самой большой – оранжевой (слайд 29).
Объяснение: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять и т. д.
- Вот и сплавились мы еще одним заданием, теперь обезьянки будут сытыми и счастливыми (слайд 30).
- Куда же мы поедем дальше? (слайд 31)
- Вот и замок с башней злой колдуньи! Королева Математики сидит в комнате на самом верхнем этаже этой башни (слайд 32, чтобы до нее добраться, нужно подобрать шифр к кодовому замку: назовите по порядку числа, которые обозначает каждая палочка, тогда замок будет открыт, мы сможем войти в башню.
- Вот мы и добрались до королевы Математики! (слайд 33) Теперь нам нужно как то отправить ее в свою страну? Что же нам такое придумать?
- Давайте построим ковер – самолет, на котором и полетит королева!
- За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета (слайд 34). Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться.
- Сколько белых палочек поместится в жёлтой? (5)
- Чему равна жёлтая палочка? (Пяти)
- «Прочитайте» ковёр числами (пять – это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один).
- Молодцы! Королева спасена!
- Но как же мы будем добираться до дома, ведь дальше железная дорога, а на автомобилях мы по ней ехать не можем? (слайд 35)
- Постройте поезд так, чтобы было десять вагонов, и они располагались от самого маленького до самого большого.
- Каким по порядку стоит голубой вагон?
- Вагон, какого цвета стоит шестым?
- Какой по порядку вагон стоит между черным и синим?
- Вот и вернулись мы в наш детский сад!
III. Заключение
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша и Кюизенера постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.