ирина савцова
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование по сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов «Экспериментирование по сказке»
Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по теме «Экспериментирование по сказке».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2023
Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области экспериментальной деятельности. Повысить уровень мастерства педагогов. Создать положительно эмоциональный климат у педагогов. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Материалы и оборудование: сундучок; молоко, пищевые красители, одноразовые тарелочки, ватные палочки, моющее средство; стаканы с водой, магниты, ключи; стакан одноразовый, газированная вода, виноград (пластилиновые рыбки); цветы из бумаги, карандаш; пустая литровая бутылка, воздушные шары, пищевая сода, столовый уксус.
Участники мастер-класса : Педагоги ДОУ.
Ход мастер-класса :
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с использованием сказок.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования, дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
Дети очень любят сказки, поэтому все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю желающих в научную лабораторию.
У нас с детьми есть спецодежда Вы тоже можете её одеть.
Правила поведения
В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?
- Не шуметь, не разговаривать.
- Быть осторожными, ничего не брать в рот.
- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.
- Сначала посмотри, а потом повтори.
- Выполнил и положи на место.
- Работать только на своём месте.
Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.
Что же здесь стоит? (сундучок) Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук? Правильно с помощью магнита.
Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)
Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.
Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.
После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.
- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)
Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.
Что же лежит в этом сундучке?
Давайте ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)
-Здесь живет сказка!
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит…
Кто скажите так шалит?
-Вы узнали героев этой сказки?
-Это Маша и Мишка из мультфильма «Маша и Медведь»
(Показ кукол Маши и Мишки из сундучка, звучит музыка из мультфильма)
-Жила-была маленькая девочка Маша. Озорная-преозорная, любопытная-прелюбопытная, в общем, настоящая шалунья. Всё ей хотелось узнать. Однажды Маша сидела дома и скучала, на улице шёл дождь. Она смотрела в окно и думала- «Как и откуда идет дождь? Надо обязательно об этом спросить Мишу!» - подумала Маша. Наконец дождь закончился, выглянуло солнышко, и Маша поспешила в гости к Мишке. Ведь он обещал показать ей, что-то очень интересное! Идя по тропинке, она увидала полянку ромашек.
- «Какие красивые цветы! Надо нарвать и подарить их Мишке!» - подумала Маша. Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела неподалеку сказочно-разноцветное озеро.
Давайте вместе с Машей полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
Опыт № 2. «Волшебное озеро»
Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.
Проведение: Налейте молоко. Добавьте в него несколько капель пищевого красителя разных цветов, старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ей в цветные капельки.
-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее).
Маша любовалась озером, и вдруг увидела рыбок. Они то появлялись на водной глади озера, то опускались на самое дно.
Опыт № 3 «Живые рыбки»
Оборудование: стакан со свежей газированной водой и пластилиновые рыбки.
Проведение: Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее пластилиновых рыбок. Они чуть тяжелее воды и опустятся на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что рыбки всплывут.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшие, рыбки вновь опустятся на дно. Здесь они снова покроются пузырьками газа и снова всплывут. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Вывод: воздух позволяет рыбкам из пластилина всплывать. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Маша понаблюдала за рыбками и довольная, поспешила к Мише. Наконец Маша дошла до дома Мишки. Он уже ждал ее у дома. Она хотела вручить ему цветы, но они, почему то завяли по дороге. Маша сильно расстроилась. Но Мишка успокоил её. Пообещав оживить их! Миша поставил цветы в вазу с водой. Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки!
Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.
Опыт № 4 «Ромашки»
Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тазик с водой.
Проведение: Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как цветы раскрываются.
-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее).
И тут Маша вспомнила, что хотела узнать, как и откуда идёт дождь.
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт № 5 «Дождевые облака»
Оборудование: тарелка, вода, губка.
Проведение: в тарелочках лежат губки (облака, наливаем воды, наблюдаем, как губка впитывает воду, приподнимаем губку и видим, как вода льется.
-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)
Педагог : Правильно! Молодцы! А вы знаете, что дождь бывает разный? Давайте поиграем в игру «Сколько знаем мы дождей» (пальчиковая гимнастика).
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (загибают пальцы на обеих руках поочерёдно).
Маша сказала Мишке, что он настоящий волшебник! «А сейчас Мишка, я надую воздушные шары и украшу твой дом»- сказала Маша. Она принялась надувать шары. Но у неё ничего не получалось, так как она устала. Маша позвала Мишку, чтобы он помог ей. Миша и тут решил показать Маше фокус с надуванием шаров. «Ну, а теперь Маша смотри фокус!»- сказал Мишка. Сейчас мы его с вами продемонстрируем.
Опыт 6 «Надувание шарика»
Оборудование: воздушный шарик, пищевая сода – 3-4 чайные ложки, бутылочка, столовый уксус – 0,5 стакана.
Проведение: насыпаем немного соды в шарик, для удобства можно использовать воронку. В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого бояться, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надует наш шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!
Объяснение: При взаимодействии соды и уксуса выделяется газ, который надувает шарик.
Шарики надули. Маша обняла и поблагодарила Мишку за фокусы и довольная отправилась домой.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что-то новое для себя и будете вместе со своими воспитанниками проводить экспериментально-исследовательскую деятельность с различными материалами.
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Хочется завершить наш мастер – класс словами академика Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.