Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей»

Татьяна Кучеренко
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Экспериментирование

как средство развития познавательной активности детей»

(с использованием сказки)

Мастер-класс для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении.

Цель мастер-класса:

распространение педагогического опыта и создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

Задачи мастер-класса:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей“» размещена в разделах

- повысить уровень профессиональной компетенции участников.

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.

-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса:

Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка.

В процессе экспериментирования дошкольники получают присущую им возможность, почувствовать себя исследователями, учеными и первооткрывателями, и практика показываю, что дети с удовольствием перевоплощаются в них. Поэтому немаловажным считаю, что процессу экспериментирования нужно придать творческий характер. Сегодня мы хотели бы показать некоторые эксперименты с разными материалами, которые применяются в работе с детьми.

И сейчас мы предлагаем окунуться в мир детства, и приглашаем вас в сказку.

-Уважаемые коллеги, обратите внимание, что здесь стоит?

Волшебный сундучок.

Что же в нём лежит? Давайте обратимся к нему. Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок! А здесь лежит сказка, я приглашаю Вас в сказку.

И так сказка начинается: В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили – были 3 брата: Апельсин, Мандарин и Лимон. Попробуйте догадаться чего у Мандарина 2, у Апельсина 1, а у Лимона нет вовсе (букв «а»). Сначала они жили вместе, но потом поссорились и разъехались в разные стороны, по разным замкам.

Долго-долго они не встречались, даже письма друг другу они не писали, пока с одним из них – Лимоном, не случилась беда. Напали на него злые перцы разбойники, замок отобрали, а самого посадили в самую высокую башню.

Вот тут-то Лимон и вспомнил о своих братьях, ведь только они на всем белом свете могли помочь ему. Решил он послать о себе весточку, но как это сделать, если под рукой нет даже малюсенького карандаша. Только лист белой бумаги с его личной лимонной печатью. Думал он, думал и придумал.

Как вы думаете, что мог придумать Лимон? Как он написал письмо братьям? (написал письмо лимонным соком)

Написал кое-как, свернул лист бумаги самолетиком и запустил его. Куда ветер подует, туда и принесёт. А прилетел самолётик в замок Мандарина, увидел самолет, поднял его, да поранился об бумагу, Взял он йод, чтобы рану обработать, и нечаянно пролил на лист и увидел…

А что он там увидел, мы сейчас с вами узнаем. Для этого мы сделаем то же самое, что сделал Мандарин, нанесём йод на лист бумаги. На бумаге проявляется слово «ПОМОГИТЕ».

А происходит это потому, что при изготовлении бумаги используется крахмал, который синеет при соединении с йодом, а лимон нет.

Как вы думаете, можно ли это свойство лимона применять в жизни?

Прочитал Мандарин письмо брата и забыл про свои обиды, решил брата из беды вызволять, но одному ему не справится. Собрался и отправился к Апельсину. Докатился он до речки, что возле апельсинового царства река протекает. Как ее преодолеть? Ни моста, ни лодки. Сам-то Мандарин воды не боялся. Плавал как поплавок.

Давайте бросим мандарин в воду. Тонет? (нет) Вот и понесло его течением, быстро, далеко, не дает на другой берег перебраться. Раз попробовал, другой, третий – всё тщетно. Сел Мандарин на берегу, призадумался и понял, что ему мешает….

Как вы думаете, что мандарину мешает, чего его течением по поверхности носит? (в порах находится воздух, поэтому он не тонет»

Где это свойство воздуха применяется в жизни? (при строительстве кораблей)

Снял Мандарин с себя кожуру, сложил ее на песочке и прыгнул в воду. Сразу как топор пошёл ко дну. За камешки, за водоросли придерживаясь, спокойно на другой берег и перебрался. Вылез, отряхнулся и уже без всяких приключений добрался до замка Апельсина. А у Апельсина праздник, веселье, смех. Услышал он историю Мандарина и сразу не до смеха стало, когда брат родной в беде.

Сели на крылечке думать, гадать, как брата вызволять, к замку-то не подойти, злые перцы не спят, во все стороны глядят. И решили они лететь на воздушных шарах.

Долго ли, коротко ли летели. Вот и башня впереди с темницей. Первым на башню приземлился Мандарин, а Апельсин неуклюжий был, зацепился своей кожурой за шарик, тот и лопнул.

Почему? А вы внимательно сказку слушали? Чем дотронулся Апельсин до шара? Значит дело в ней? Проверим? Что остается у вас на руках, когда вы чистите апельсин? (при попадании эфирного масло на резину, растворят его и поэтому шарик лопается)

Где применяются эфирные масла?

Испугались взрыва перцы и убежали, а братья стали жить вместе и больше никогда не ссорились. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

С помощью таких занимательных экспериментов Вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли.

Теперь подведем итог нашего мероприятия. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 18:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кучеренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД