Татьяна Кучеренко
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Экспериментирование
как средство развития познавательной активности детей»
(с использованием сказки)
Мастер-класс для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении.
Цель мастер-класса:
распространение педагогического опыта и создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
Задачи мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетенции участников.
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ход мастер-класса:
Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка.
В процессе экспериментирования дошкольники получают присущую им возможность, почувствовать себя исследователями, учеными и первооткрывателями, и практика показываю, что дети с удовольствием перевоплощаются в них. Поэтому немаловажным считаю, что процессу экспериментирования нужно придать творческий характер. Сегодня мы хотели бы показать некоторые эксперименты с разными материалами, которые применяются в работе с детьми.
И сейчас мы предлагаем окунуться в мир детства, и приглашаем вас в сказку.
-Уважаемые коллеги, обратите внимание, что здесь стоит?
Волшебный сундучок.
Что же в нём лежит? Давайте обратимся к нему. Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок! А здесь лежит сказка, я приглашаю Вас в сказку.
И так сказка начинается: В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили – были 3 брата: Апельсин, Мандарин и Лимон. Попробуйте догадаться чего у Мандарина 2, у Апельсина 1, а у Лимона нет вовсе (букв «а»). Сначала они жили вместе, но потом поссорились и разъехались в разные стороны, по разным замкам.
Долго-долго они не встречались, даже письма друг другу они не писали, пока с одним из них – Лимоном, не случилась беда. Напали на него злые перцы разбойники, замок отобрали, а самого посадили в самую высокую башню.
Вот тут-то Лимон и вспомнил о своих братьях, ведь только они на всем белом свете могли помочь ему. Решил он послать о себе весточку, но как это сделать, если под рукой нет даже малюсенького карандаша. Только лист белой бумаги с его личной лимонной печатью. Думал он, думал и придумал.
Как вы думаете, что мог придумать Лимон? Как он написал письмо братьям? (написал письмо лимонным соком)
Написал кое-как, свернул лист бумаги самолетиком и запустил его. Куда ветер подует, туда и принесёт. А прилетел самолётик в замок Мандарина, увидел самолет, поднял его, да поранился об бумагу, Взял он йод, чтобы рану обработать, и нечаянно пролил на лист и увидел…
А что он там увидел, мы сейчас с вами узнаем. Для этого мы сделаем то же самое, что сделал Мандарин, нанесём йод на лист бумаги. На бумаге проявляется слово «ПОМОГИТЕ».
А происходит это потому, что при изготовлении бумаги используется крахмал, который синеет при соединении с йодом, а лимон нет.
Как вы думаете, можно ли это свойство лимона применять в жизни?
Прочитал Мандарин письмо брата и забыл про свои обиды, решил брата из беды вызволять, но одному ему не справится. Собрался и отправился к Апельсину. Докатился он до речки, что возле апельсинового царства река протекает. Как ее преодолеть? Ни моста, ни лодки. Сам-то Мандарин воды не боялся. Плавал как поплавок.
Давайте бросим мандарин в воду. Тонет? (нет) Вот и понесло его течением, быстро, далеко, не дает на другой берег перебраться. Раз попробовал, другой, третий – всё тщетно. Сел Мандарин на берегу, призадумался и понял, что ему мешает….
Как вы думаете, что мандарину мешает, чего его течением по поверхности носит? (в порах находится воздух, поэтому он не тонет»
Где это свойство воздуха применяется в жизни? (при строительстве кораблей)
Снял Мандарин с себя кожуру, сложил ее на песочке и прыгнул в воду. Сразу как топор пошёл ко дну. За камешки, за водоросли придерживаясь, спокойно на другой берег и перебрался. Вылез, отряхнулся и уже без всяких приключений добрался до замка Апельсина. А у Апельсина праздник, веселье, смех. Услышал он историю Мандарина и сразу не до смеха стало, когда брат родной в беде.
Сели на крылечке думать, гадать, как брата вызволять, к замку-то не подойти, злые перцы не спят, во все стороны глядят. И решили они лететь на воздушных шарах.
Долго ли, коротко ли летели. Вот и башня впереди с темницей. Первым на башню приземлился Мандарин, а Апельсин неуклюжий был, зацепился своей кожурой за шарик, тот и лопнул.
Почему? А вы внимательно сказку слушали? Чем дотронулся Апельсин до шара? Значит дело в ней? Проверим? Что остается у вас на руках, когда вы чистите апельсин? (при попадании эфирного масло на резину, растворят его и поэтому шарик лопается)
Где применяются эфирные масла?
Испугались взрыва перцы и убежали, а братья стали жить вместе и больше никогда не ссорились. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
С помощью таких занимательных экспериментов Вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли.
Теперь подведем итог нашего мероприятия. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Спасибо за внимание! Творческих успехов!