Ирина Кравченко
Мастер-класс для педагогов «Экспериментальная деятельность с использованием сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Солнышко»
Мастер-класс
Для педагогов :
«Экспериментирование
по
сказке»
Подготовил:
старший воспитатель
Кравченко Ирина Анатольевна
Кравченко Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МБДОУ д/с «Солнышко»,г Сураж
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Слайд № 1
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по организации опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок.
Слайд №2
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Слайд № 3
Сегодня предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите кто из вас не ждет чуда или волшебства? Конечно ждет каждый и взрослый и ребенок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые.? Дети по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме экспериментальной, исследовательской деятельности,
Уважаемые коллегии. Давайте для начала вспомним
Что такое Эксперимент?
(Эксперимент- это метод познания, при помощи которого исследуют явления действительности.)
Для чего служит эксперимент?
(Эксперимент служит для утверждения гипотезы, установлению причинно-следственных связей)
Слайд № 4
Какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника? (ответы)
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Слайд №5
Давайте вспомним где проводятся опыты и научные эксперименты.
(в лаборатории)
А кто работает в лаборатории? (лаборанты)
Лаборанты работают в специальной одежде - давайте оденем фартуки и приступим к работе.
Для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории (на экране)
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Музыка
(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)
Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?
Давайте ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает
-Здесь живет сказка!
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
Слайд № 6
-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)
Слайд № 7-9
Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды весной она вспомнила, что у Мишки день рождения,решила отправиться к нему и подарить шарик.
- Шла она, не торопясь, и все вокруг было ей интересно.
- Вдруг она услышала, чей-то плачь, посмотрев вокруг увидела маленького Зайчика.
- Почему ты плачешь? Спросила его Маша.
- Зайка ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу пруда.
- Не плачь, я помогу тебе, сказала Маша.
Слайд № 10
Опыт № 1 «Переправа»
Оборудование:пластилин,вода,контейнер,игрушка.
- Вам понадобится пластилин. Положите его в воду. Что с ним произошло? (он тонет).
- А теперь выньте пластилин из воды. Пластилин расплющьте и сделайте из него плоскую с закруглёнными краями лодочку. Спустите лодочку на воду, посадите зайку.
- Что Вы видите? (пластилин плавает на поверхности воды, в него даже можно положить предмет).
Педагог : Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Вывод: пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде.
Слайд №11
Педагог : Помогла Маша Зайчику и пошла дальше Вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки, и пошел дождь. Маше было очень интересно узнать, как и откуда идет дождь?Давайте покажем Маше откуда идет дождь.
Опыт № 2 «Дождевые облака»
Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, стакан с водой.
В стакане налита вода. Аккуратно выдавите пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа пена? .Какие облака? Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода проходит сквозь облака и капает на дно стакана- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь- это вода, выпадающая из облаков на землю. Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, накапливается в облаках и возвращается в виде дождя на землю.
Слайд №12
Педагог : - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. на небе появилась радуга. Маша очень обрадовалась радуге, она была очень красивая, разноцветная, но быстро исчезла. Маша очень расстроилась. Давайте научим Машу делать радугу в стакане.
Опыт № 3 : «Радуга в стакане»
Оборудование: 5 стаканов,ложка,сахар, красители, вода, шприц.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Вывод В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшейплотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд № 13
Педагог : Бежала Маша по дорожкелюбовалась цветами, слушала пение птиц. и незаметила, как пришла к домику своего друга.
Дома ее ждал Миша. Он чистил апельсины. Маша поздравила и протянула ему воздушный шарик, Мишка очень обрадовался, взял шарик, но вот беда, шарик лопнул. Почему же это случилось?
- Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт № 4
Вам понадобится: воздушный шарик, апельсиновая цедра.
Надуйте воздушный шар. Затем возьмите кусочек цедры апельсина, брызните капельки сока прямо на шарик.
Что произошло? (Шарик лопнул).
Вывод: В апельсине есть кислотное вещество- лимонен, которое растворяет резину и шарик лопается.)
Воспитатель: Маша и Медведь решили не расстраиваться, разделили апельсин на дольки и стали угощать своих друзей.
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации.
Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на часть волшебства. Сейчас я предлагаю с помощью разного цвета монет выразить свое впечатление от мероприятия на чудо сундучке.
Золотая монета – полученная информация полезна для меня.
Серебреная монета- полученная информация не полезна, ничего нового не узнала.