Тимофеева Оксана викторовна
Формы взаимодействия с родителями в рамках реализации ФОП ДО и ФАОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание важнейшей роли семьи в воспитании и обучении детей и необходимости сотрудничества с ней.
Одним из приоритетных направлений педагога является просветительско-консультативная работа с семьёй, привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности педагога и семьи удаётся максимально помочь ребёнку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Темочки:
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования и Федеральная Адаптированная Образовательная Программа дошкольного образования конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями, ставят целевые ориентиры, предполагающие открытость, доступность и тесное сотрудничество.
Сегодня у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знания, но не каждый готов и может соотносить ее с реальными жизненными ситуациями и грамотно применять. Поэтому одна из главных задач, которая стоит перед педагогом, – оказывать семьям воспитанников квалифицированную помощь и поддержку в соответствии с нормативными документами.
Значимость семьи в организации образовательного процесса особенно возрастает при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.
В современном обществе усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решений вопросов воспитания и развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
На мой взгляд, это связано со следующими причинами:
Педагогическая пассивность родителей; непонимание родителями своей воспитательной функции; отсутствие единых требований к ребенку в детском саду и семье.
Родители не принимают и не понимают проблему обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.
Для успешной работы педагогов необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Решение данного вопроса осуществляется в рамках Федеральной Образовательной программы дошкольного образования и Федеральной Адаптированной Образовательной программы дошкольного образования цель которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования и Федеральная Адаптированная Образовательная Программа дошкольного образования предусматривают четыре направления взаимодействия с родителями :
-диагностико-аналитическое;
-просветительское;
-консультационное;
-наглядно-информационное.
Формами диагностико-аналитического направления являются опросы, анкетирование, тестирование. Они раскрывают интересы, потребности, запросы родителей, выявляют уровень их педагогической грамотности, раскрывают наиболее актуальные проблемы, существующие у родителей.
Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Почта логопеда – это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями и переживаниями.
Просвещение сегодня - это эффективное средство государственной поддержки семьи, в становлении осознанного и компетентного родительства.
Формы просветительской деятельности зависят от готовности педагога и родителей к совместному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностях воспитанников, их потребностей, возможностей и образовательных задач.
Одним из наиболее современных методов является использование интернет-технологий. Это может быть создание электронной почты, сайта, интернет платформы или группы в социальных сетях, где родители без визуального контакта могут получать консультирование и рекомендации, ответы на вопросы, касающиеся коррекционного процесса. Кроме того, они могут получать задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать детский сад.
Конечно же актуальной формой работы интернет-технологий является проведение онлайн-консультаций, вебинаров и мастер-классов, на которых родители могут узнать о новых методах обучения и воспитания детей, а также получить практические советы от специалистов.
Традиционные групповые родительские собрания — это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей. На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы, такие как «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Устами младенца», «Вечер вопросов и ответов», «Душевный разговор», дискуссии. Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Наряду с родительскими собраниями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть открытые занятия, семинары-практикумы, педагогические вебинары.
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Индивидуальные беседы или родительские пятиминутки позволяют родителям получать кратковременные личные консультации и рекомендации по волнующим их вопросам, наметить пути дальнейшей коррекционной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Как правило, родители – люди довольно занятые и нередко им бывает совершенно некогда побеседовать с педагогами, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Помогает нам в этом случае информационные формы работы.
Как показывает опыт работы информационные стенды, уголки, тематические буклеты имеют ряд положительных сторон. Родители могут получить интересующую их информацию в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой). Весь материал, который необходимо сообщать родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка.
Тематические выставки, конкурсы, проектная деятельность позволяют родителям, детям, педагогам не только принимать участие в совместной деятельности, но и видеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей.
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Всегда приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый уровень, где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.