Нина Гореленкова
Мастер-класс для педагогов «Удивительные эксперименты с профессором»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительные эксперименты с профессором
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Фокино «Детский сад комбинированного вида “Теремок”»
Мастер – класс
На тему «Увлекательные эксперименты с профессором»
для педагогов
Гореленкова Нина Григорьевна
воспитатель,
I квалификационная категория
2015- 2016 уч. год
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Ход:
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Удивительные эксперименты с профессором“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
Лев Семёнович Выготский
Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению это одна из ведущих целей работы по экспериментальной деятельности на прогулке.
Чтобы выяснить интерес воспитанников к какой либо деятельности, я бы рекомендовала использовать методику Прохоровой Людмилы Николаевны «Выбор деятельности». И если вы более детально займётесь опытно – экспериментальной деятельностью то,
Хочу обратить внимание при выборе эксперимента нужно придерживаться следующих правил. Прежде чем начать эксперимент с детьми необходимо подобрать такой опыт чтобы он был интересен ребёнку и увлекал его, был выполним и помог детям раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, и конечно он должен быть оригинальным и вносить элемент неожиданности.
При проведении опытов придерживайтесь следующей структуры.
(внимание на экран). Сначала необходимо поставить проблему, которую предстоит решить. Поставьте цель для решения этой проблемы. Затем приступайте к поиску путей решения. Далее соберите данные и реализуйте их в действия. Потом проанализируйте подтвердился или не подтвердился эксперимент и конечно не забудьте сформулировать выводы.
Зачастую роль прогулки в развитии детей недооценивается и сводится к простому пребыванию на улице. Но при этом на прогулке множество возможностей не только для физического, но и умственного, нравственного воспитания и развития детей. Но в силу своих возрастных особенностей, дети сами не могут играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под чутким руководством воспитателя. Организация с детьми опытно-экспериментальной деятельности на прогулке является особым способом освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых дети наиболее ярко выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить, ребёнок учиться доказывать возможные решения и делать выводы под чутким руководством взрослых.
Эксперименты на прогулке можно разделить на 4 блока: (внимание на экран)
Данные эксперименты использую с детьми зимой, весной, летом и осенью.
Опытно экспериментальная деятельность пронизывает все образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое, речевое и физическое развитие.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Особое внимание хочу обратить на клуб «Любознательных пап и мам», который помог мне привлечь родителей к экспериментальной деятельности.
Для закрепления и самостоятельного исследования работы я предлагаю изготовить «Лэпбук». Сейчас вам мой помощник даст возможность с ним познакомиться. «Лепбук» в дальнейшей работе поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит освежить в памяти детей пройденные темы.
А сейчас я хочу предложить вам принять участие в лотереи, будьте внимательны у кого написано «Участник эксперимента» вас попрошу занять места в нашей лаборатории.
А сейчас уважаемые коллеги я приглашаю вас пройти в мою лабораторию.
(на экране появляются герои мультфильма «Фиксики») (педагог одевается в одежду профессора)
Симка: привет Нолик куда едешь?
Нолик: привет Симка еду я в лабораторию к профессору он сегодня будет проводить интересные эксперименты.
Симка: Ух ты, можно я с тобой?
Нолик: Конечно, поехали.
Профессор : здравствуйте Нолик и Симка. Помогать проводить эксперименты нам будут герои мультфильма фиксики Нолик и Симка. Они любят изобретать и экспериментировать.
Симка: здравствуйте профессор Нолик сказал сегодня вы будете проводить эксперименты.
Профессор : да и я уже подготовил для вас эксперимент, который называется «Холодный или Горячий». Возьмём пластиковую бутылку наденем на горлышко воздушный шарик и поставим в тарелку с горячей водой. Что происходит?
Симка: Шарик сам начал надуваться. Почему?
Профессор : Потому что воздух при нагревании расширяется. А если мы поставим бутылку в тарелку с холодной водой, то шарик сдуется. Как вы коллеги считаете какой можно сделать вывод?
Да опыт доказывает, что воздух может нагреваться и охлаждаться.
Нолик: Вот это даа!
Профессор : А в следующем эксперименте я хочу заставить перец бегать по поверхности воды? Готовы провести такой эксперимент?
Симка: Готовы
Профессор : И так начинаем. Нальём воду в эту тарелку. Теперь возьмём перец и насыпим его в воду. Посмотрите перец плавает на поверхности воды.
Нолик: профессор, а как же вы заставите его убегать?
Профессор : берём, моющее средство, выдавливаем маленькую капельку на палец. А теперь внимание!
Симка: ух ты перец разбежался по краям.
Нолик: Профессор, а почему так происходит?
Профессор : Как вы считаете уважаемые коллеги? так происходит из-за силы поверхностного натяжения, именно эта сила превращает воду в капельку и не даёт воде растекаться на поверхности. Моющее средство уменьшает силу поверхностного натяжения в центре тарелки.
Нолик: я понял, а перчик убегает туда, где сила поверхностного натяжения больше.
Профессор : правильно
Нолик: профессор мы бы хотели написать секретное послание.
Профессор : это хорошо, если это секретное послание, то его не должен никто видеть.
Симка: О, профессор вы правы, немного странно получается, действительно его не должно быть видно.
Нолик: я придумал спрячу его в конверт.
Профессор : это тоже немного странно ведь конверт сможет распечатать любой другой человек и прочитать его. А я знаю другой способ как сделать невидимое послание. Давайте коллеги и мы напишем пожелание из одного слова для нашей лаборатории.
Нолик: Ух ты, показывай скорее.
Профессор : для этого нам понадобиться лист бумаги, Стакан с водой, мука, ватная палочка, фольга и йод.
Симка: профессор, а мы что же будем готовить пирожки с секретом внутри.
Профессор : да нет же мы сейчас будем писать тайное пожелания. Итак в стакан с водой мы засыпаем 2 ложки муки с горкой и всё это размешиваем хорошо, чтобы у нас в стакане не было комочков.
Нолик: и что ж это всё надо выпить?
Профессор : да нет этим раствором мы будем писать тайное пожелание, а для этого нам понадобиться палочка. берём палочку и аккуратно опускаем её в раствор хорошенько смачиваем и пишем слово. А теперь подождём пару минут, чтобы наши послания высохли можно на него подуть, так быстрее высохнет, ну всё готово.
Симка: это как то очень секретно получилось, да же я не вижу что здесь написано как же вы это прочитаете.
Профессор : не переживайте сейчас я помогу. Возьмём фольгу и расстелем её под наш листик бумаги теперь нам нужен йод, то самый которым мы обрабатываем раны и нашу ватную палочку только чистым концом, открываем йод, осторожно смачиваем палочку и проводим по каждой букве. Ну вот мы и расшифровали наше тайное послание.
Нолик: Вот это да.
Профессор : Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:
То, что мы слышим, - 10 %.
То, что мы видим, - 50 %.
То, что мы делаем сами, - 90 %.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.
Желаю успехов! Спасибо за внимание!