елена николаевна кузургашева
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Презентация педагогического опыта.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам мастер-класс по теме :
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями и это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.
Наблюдая за детьми в разных видах деятельности было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей : диагностика речевого развития показала, что в старшей группе 22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень. Для определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста были использованы три методики Ф. Г. Даскаловой, В. И. Яшиной, Н. И. Гуткиной.
Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Намечены задачи:
1. Развивать речь детей дошкольного возраста в процессе применения разнообразных методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
2. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
3. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
4. Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
5. Повышать качество работы с детьми по развитию речи.
Выбраны методы и приёмы,которые способствовали эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.
В результате проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний, и 2% низкий уровень. Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.
2. Представление системы учебных занятий
Поставленная цель и задачи решались, в процессе образовательного процесса в различных видах деятельности, в которых создавались условия для высокой речевой активности детей.
Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме:технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.
В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы. Весь образовательный процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.
Методами развития речи у детей дошкольного возраста являлись : общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки. В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно-пространственную среду, предоставляли им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.
Осуществлялся дифференцированный подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.
Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно обращали внимание на особенности их речевого развития : образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.
Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы, разрабатывались рекомендации проводились совместные мероприятия.
3. Проведение имитационной игры
Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе. Скажите, Вы любите сказки? Конечно же, мы как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок «Цветик-семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные приёмы моей работы.
Говорю:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
От тебя ответ мы ждём,
какой в развитии речи эффективен метод или приём.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.
1-й лепесток игра «Лови- бросай и быстро называй»
Мастер : Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Объясняю вам правила игры: я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например я говорю:
Овощи и вы должны называть несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)
Фрукты: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Ягоды: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Деревья: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.
Кустарники : Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.
Транспорт и т. д.
2-й лепесток игра «Слово наоборот»
Слова.
Мастер : Предлагаю игру на умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.
1 вариант
Я раздаю карточки, а вы должны подобрать к карточке пару с противоположным значением, назвать и объяснить.
2 вариант
Я предлагаю вам переставить буквы заданного слова наоборот и назвать его. :
Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик; Аня- Яна.
Слова:
3-й лепесток игра «Волшебные очки».
Мастер : Эта игра на развитие творческого воображения, умения составлять описательные рассказы. У меня есть «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет, когда наступит (зима, весна, лето, осень).
Слова:
4-й лепесток «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза. и т. д.
Слова:
5-й лепесток лепесток игра «Шкатулка со сказками»
Мастер : Предлагаю игру на развитие связной речи, творческого мышления, закрепления сказок. Насколько вы знаете сказки, мы сейчас и проверим. Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите. (Из шкатулки достаю картинки)
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).
-Муха, самовар, комар. («Муха-цокотуха»)
-Прорубь, щука, печка. («По щучьему веленью»).
- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).
Слова:
6-й лепесток
Хочу познакомить вас, коллеги с такой технологией как Сеты. Эту технологию эффективно можно использовать для речевого развития детей. В чём заключается её суть. Ребёнку представляется набор разнообразных картинок, даётся поле, в центр которого помещается какой либо центральный образ и в течение первой половины дня или второй половины дня дети на этом поле размещают вокруг него любые изображения, связанные с этим образом, объясняя, почему и как картинки взаимосвязаны. Затем, когда поле заполнено, воспитатель в отсутствие детей изготавливает картину из размещённых картинок, эта картина выставляется и дети составляют рассказы по картине. Давайте и мы попробуем с вами составить такой сет.
(Мы отдохнули, и так как у нас волшебный цветок, то у нас произошло волшебство, получилась картина. И теперь давайте по этой картине придумаем рассказ.)
Слова:
7–й лепесток Игра -«Какое слово заблудилось?».
Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен
заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел, на него я очень зол.
На полу из плошки молоко пьет
ложка (кошка,
На полянке у дубочка собрала
кусочки дочка (грибочки).
Вкусная сварилась Маша.
(каша).
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
«Испеки мне утюжок!» - просит бабушку
крючок, (пирожок. внучок)
Моделирование.
Мастер : Итак, уважаемые коллеги, вы познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми. А сейчас я вам предлагаю
дополнить технологическую карту занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста, выбрав те методы и приёмы из предложенного, которые вы бы использовали в этой деятельности.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т. е. высказать своё мнение.
ТЕЛЕГРАММА Кузургашевой Елены Николаевны
В целом мастер класс прошёл___
Мне понравилось ___
Интересным для меня было (не было)___
Мои пожелания___