Ирина Радохлеб
Лэпбук «Детям о безопасности»
Лэпбук (от англ. lapbook) — это тематическая папка, в которой собраны сведения на определённую тему, наглядно представлены значимые факты, рассматриваются исторические и научные вопросы.
Как правило, лэпбук представляет собой брошюру из картонной папки. Внутри могут быть различные элементы: мини-кармашки, карточки, вращающиеся круги, конвертики, раскладушки с заданиями, листалки.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Такой формат обучения особенно популярен среди дошкольников и младших школьников.
Публикация «Лэпбук „Детям о безопасности“» размещена в разделах
Некоторые виды лэпбуков по назначению :
Познавательные. Это своеобразная энциклопедия, в которой собраны и структурированы основные знания по какой-либо теме.
Игровые. Знания здесь подаются в форме сказки, стишков, загадок, ребусов.
Поздравительные или праздничные. В них «спрятаны» поздравления, фотографии, картинки, украшения, персонажи любимых сказок или мультфильмов и другие элементы.
Бытовые. В них собрана визуальная информация о том, что будет полезно в повседневной жизни.
Исторические. В них можно собрать значимые фото или небольшие аксессуары, которые будут напоминать о каком-то периоде.
Некоторые преимущества лэпбуков перед другими методами обучения:
Интерактивность. Ученики не просто рассматривают картинки, а взаимодействуют с ними, погружаясь в процесс. Это тренирует крупную и мелкую моторику, что влияет на речь, память и мышление.
Тематичность. Сбор информации по одной теме в единое пособие позволяет рассмотреть и изучить её со всех сторон.
Удержание внимания. Так как занятие воспринимается как игра, ученикам легко увлечься и удерживать внимание. Особенно это важно для подвижных детей, которым сложно концентрироваться на классических занятиях.
Развитие креативности и фантазии. Ученики сами создают события и влияют на них, что стимулирует развитие креативности.
Помощь в понимании и запоминании информации. Наглядные действия откладываются в голове намного лучше.
Возможность использовать лэпбук многократно. Кармашки могут быть заполнены заданиями по разным темам.
Снятие мышечного и зрительного напряжения. Ученики могут передвигаться от стола к столу и обращаться к экрану только в конце урока для подведения итогов и проведения рефлексии.
Лэпбуки могут использоваться в работе с детьми разных возрастных групп, но оптимальный возраст для начала занятий — 5–7 лет.
В младших группах дети совместно со взрослым рассматривают лэпбук, изучая информацию и выполняя задания. В старшем дошкольном возрасте взрослые способствуют уже самостоятельной деятельности детей с лэпбуками : от идеи до использования в свободное время.
Один и тот же лэпбук можно использовать на протяжении нескольких лет, постоянно усложняя содержание, дополняя его новыми материалами. 4
Несколько рекомендаций по организации занятий с лэпбуками :
Определить тему. Если лэпбук предназначен для дошкольников, то темы и материалы должны быть элементарными. Для школьников можно подобрать материал посложнее.
Составить основу тематической папки. Для этого нужно продумать, что будет рассказано в лэпбуке. Можно использовать модель трё х вопросов: «Что ребёнок знает о теме, что хотел бы узнать, что нужно сделать, чтобы узнать, в какие игры можно поиграть».
Разработать макет. Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления могут быть разными: от простого текста до игр и заданий.
Провести практическую работу. В соответствии с макетом и содержательными элементами делается шаблон папки в натуральную величину. Вырезаются детали, приклеиваются все элементы на свои места.
Провести занятия. Важно заинтересовать ребёнка, показать, какие действия возможны, замотивировать на самостоятельный поиск информации. Особенно полезно дать потрогать все элементы и получить тактильные ощущения.
Подвести итоги. Созданный лэпбук даёт детям не только знания по теме, но и обучает их всесторонне смотреть на проблему, формируя тем самым познавательную мотивацию.