Светлана Серебрякова
Мастер-класс для педагогов «Технология музыкально-оздоровительного воспитания в условиях детского сада»
▼ Скачать +Заказ
ЦЕЛЬ: Организовать музыкально – оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье-сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2. Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, к сверстникам и к самому себе.
3. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны и народа.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Технология музыкально-оздоровительного воспитания в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
4. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Музыкально - оздоровительное воспитание способствует формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.
Уважаемые взрослые, прошу вас встать друг за другом, как будто вы только что собрались зайти в музыкальный зал. Я проведу с вами музыкально - оздоровительное занятие.
Звучит «Марш».
Игра – приветствие «Добрый день», слова и музыка И. Меньших.
Игра помогает снять психологическую закрепощенность, помогает создать положительный эмоциональный заряд.
В этот чудесный день, Разводят руки в стороны
Добрый день, Слегка кланяются друг другу
Дружно здороваться "Пружинка"
Нам не лень! Три хлопка.
Руку протягивай, Подать правые руки друг другу
Не зевай, Пожать
Песню весёлую Наклоняют голову к правому плечу, к левому плечу
Запевай. Три хлопка.
Динамическое упражнение "По дорожке".
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперёд. Идти, держа спину ровно.
Замечательный народ!
По тропинке побежим, Лёгкий бег на носочках.
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.
Мы попрыгаем, как зайки.
Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.
Всем улыбнулись.
А теперь повернитесь друг за другом так, чтобы можно было коснуться спины впереди стоящего. Встаньте "паровозиком".
Игровой массаж тела "Что в горбу?"
Что в горбу? Стучат по спине кулачками.
Денежки! Поворачиваются в другую сторону, гладят по спине.
Кто положил? Поворачиваются - стучат кулачками по спине.
Дедушка! Поворачиваются - гладят.
Чем он клал? Поворачиваются - стучат.
Ковшичком! Поворачиваются - гладят.
Каким? Поворачиваются - стучат.
Позолоченным, Поворачиваются и стучат рёбрами ладоней по спине.
Сверху медью околоченным!
Встаньте врассыпную.
Упражнение на укрепление мышц рта "Маленький шарик", Рыбкиной.
Чтобы весело летать, Надуваем щёчки
Шарик должен поиграть:
Щёчка - влево, Перемещаем воздух влево, надувая щёчку слева
Щёчка - вправо, Перемещаем воздух вправо, надувая щёчку справа
Очень нужная забава. Продолжаем перемещать воздух влево - вправо
Вверх и вниз, Надувать воздух под верхней губой, а потом под нижней
Туда - сюда. Перемещать воздух вверх - вниз
Полетел. Активным "взрывчатым" движением выдохнуть на слог "ба"
Смотри! Куда? Оглядываются, поворачивая голову вправо - влево.
Произвольный бег врассыпную.
Упражнение на укрепление мышц тела, лицевых мышц и мышц рта "Тигр", Рыбкиной.
И. п. Руки за спиной, голова опущена.
Тигр проснулся, Поднять голову
Потянулся, Поднять руки вверх
Растянулся Развести руки в стороны
И прогнулся, Отвести руки назад, соединив лопатки
А потом зевал, зевал, зевал. Три раза "зевнуть"
Вдруг нахмурился Сдвинуть брови, губы вытянуть трубочкой
И оскалился, "Оскалиться" (показать зубы)
Вновь нахмурился Сдвинуть брови. губы - трубочкой
И оскалился, Показать зубы
Зубы показал. Указательными пальцами приподнять уголки верхней губы,
показывая "клыки"
Приготовился к прыжку, Показать "когти"
Громко зарычал, Произнести "Р-р-р", вытягивая "лапы" вперёд
Прыг - и убежал. Отпрыгнуть назад, спрятав руки за спину.
Игра на развитие мимики и артикуляции «Угадай настроение», слова и музыка И. Меньших.
Играющие стоят по кругу, повернувшись спиной к центру круга.
Водящий идёт внутри круга за спинами игроков. В руках у водящего мимическая картинка (страх, удивление, радость, печаль, злость). Именно с этой эмоциональной окраской речи водящий обращается к тому, напротив кого он остановился.
По кружочку иду, Водящий идёт и поёт.
И к кому-то подойду, Останавливается.
Ну, а ты не зевай, Поглаживает по спине игрока, рядом с которым остановился.
Настроенье угадай.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Говорит с заданной эмоциональной окраской.
Настроенье угадай.
Артикуляционная гимнастика (всегда выполняется сидя).
Зарядка для языка:
"Змеиный язычок". Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо - влево, вверх - вниз.
"Уколы". Острым кончиком язычка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить. Язычок колотит внутреннюю часть губ над нижними и верхними зубами.
"Чей длиннее язычок". Вытянуть язычок, как можно дальше, коснуться им носа, подбородка, правой и левой щеки.
"Едем на машине" (для старших дошкольников). Заводим мотор: Р-Р-Р! Он не заводится. Ещё раз заводим, завели и поехали. Впереди крутой поворот, ямка, кочка.
"Скачки". Цокать языком,то растягивая губы в улыбке, то округляя их.
Зарядка для губ:
"Лошадка". Фыркать, как лошадка. На "раз" вытянуть губы трубочкой, на "два" растянуть рот в улыбке.
"Весёлая дудочка". Вытянутыми губами двигать по кругу вправо - влево.
"Послушные губки". Обиделись - нижняя губа опускается дугой вниз. Нижняя губка взабралась на верхнюю, чтобы посмотреть, что там вдалеке и вернулась на место. Верхняя губка спустилась на нижнюю, чтобы посмотреть, что там внизу и вернулась на место.
Все упражнения заканчиваем полным освобождением мышц губ, фыркнув, как лошадка.
Зарядка для шеи и челюстей:
"Потерялся котёнок". Произносим "мяу", широко открывая рот, поворачивая голову влево - вправо - вперёд.
"Разговор про себя". Проговорить любую фразу, потешку, стихотворение с закрытым ртом.
"Непослушная голова". Голова не слушается, наклоняется к правому плечу, левому, катается по спине, груди.
"Робот". Голова поворачивается "механически": вправо - прямо - влево - прямо - вверх - прямо - вниз - прямо, а затем "ломается", голова опущена.
Игровые фонопедические упражнения (на дыхание и развитие голоса):
"Открываем скрипучую дверь". Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь, которая сначала не открывалась, а потом открылась.
"Резиновая игрушка" (на развитие нижнего дыхания).
Купили в магазине резиновую Зину,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она сказала: "Ш-ш-ш-ш!" Произносить на выдохе легко и тихо.
Потом сказала: "С-с-с-с!"
Затем сказала: "Х-х-х-х!"
Потом устало: "Ф-ф-ф-ф!"
Потом так странно: "К-к-к-к!"
И так обычно: "Т-т-т-т!"
Потом легонько: "П-п-п-п!"
И очень твёрдо: "Б-б-б-б!"
Жужжала тихо: "Ж-ж-ж-ж!"
И вовсе сдулась: "З-з-з-з!"
"Страшная сказка".
Темнота спустилась в дом, тихо ходит старый гном:
Песню он поёт свою, а какую - не пойму!
У - у - у - О - о - о - А - а - а -Э - э -э - Ы - ы - ы! Произносить без видимых движений губ и языка.
Речевые игры с музыкальными инструментами.
"Ридель - фидель"
В одном сказочном королевстве жил принц Ридель - фидель, он любил принцессу Чинг - чанг - чонг. У принцессы была верная фрейлина Ратаплан. У принца в подчинении были три министра: министр финансов Пинг, министр образования Панг и министр здравоохранения Понг. Обозначим каждого определённым действием.
Молодой и жизнерадостный принц Ридель - фидель - хлопки в ладоши.
Юная и изящная принцесса Чинг - чанг - чонг - щелчки пальчиками.
Хлопотунья фрейлина Ратаплан - шлепки по коленям.
Серьёзные и деловые министры Пинг, Панг, Понг - притопы ногами.
Ридель - фидель, Чинг - чанг - чонг,
Ратаплан - Ратаплан, Пинг, Панг, Понг.
Ратаплан - Ратаплан, Пинг, Панг, Понг,
Ридель - фидель, Чинг - чанг - чонг!
А теперь игру на "собственных" инструментах заменим игрой на музыкальных инструментах.
Хлопки в ладоши заменим игрой в бубен, щелчки пальцами - треугольником, шлепки по коленям - кастаньетами, а притопы ногами - игрой в барабан.
Четыре человека играют на инструментах, остальные выполняют ритмично движения в кругу. Четыре приставных шага по линии танца, на паузу - притоп, четыре приставных шага против линии танца, на паузу - притоп, маленькими шагами сузить круг, на паузу - притоп, маленькими шагами расширить круг, на паузу - притоп. Движения и игра на инструментах повторяются с другими музыкантами.
Кто из нас не слышал в детстве "Опять горбишься?", "Не сутулься!". Нарушения осанки способствуют развитию многих хронических заболеваний, отрицательно влияют на деятельность сердца, печени, желудка, почек. Педагогам необходимо следить за правильной осанкой детей. Это возможно и на музыкальных занятиях. Вот несколько игр, которые помогут укрепить опорно - двигательный аппарат, усилят мышечный корсет позвоночника и улучшат деятельность сердечно - сосудистой системы.
Игры для укрепления опорно – двигательного аппарата.
"Восточный танец". Пока звучит музыка, с предметом на голове выполнить несколько простых движений: покачать руками, повернуть туловище вправо - влево, выставить поочерёдно правую и левую ногу на носочек, "нарисовать" носочком ноги круг.
"Мы - гимнасты". Надо пройти по ленточке, разложенной в виде извилистой дорожки, вокруг обруча, перешагнуть через кубик и при этом не уронить предмет, который находится на голове.
"Ёжики". Под музыку "Ёжик" Д. Кабалевского "ёжики" отдыхают, лёжа на спине. Под музыку Польки "Лиса" В. Косенко "ёжики" сворачиваются клубочком (подтянуть согнутые в коленях ноги к голове).
"Кобры". Выполняется под музыку М. Равеля. Стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища, качаться вправо
- влево, вперёд - назад, сохраняя спину и руки прямыми.
Правильно организованная музыкально - оздоровительная работа в детском саду положительно скажется на уровне развития музыкальных и творческих способностях детей, повысит уровень речевого развития и снизит заболеваемость.