Надежда Филоненко
Мастер-класс для педагогов «Театральные игры — путь к детскому творчеству. Настольный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов «Театральные игры - путь к детскому творчеству».
Цель:
• Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить педагогов с настольным театром.
• Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Театральные игры — путь к детскому творчеству, Настольный театр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Настольные игры своими руками
- Настольный театр
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для конусного настольного театра.
• Привлечь педагогов к совместной деятельности с детьми: игре настольным театром в детском саду.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов)
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
В нашей группе организован театральный уголок, в котором имеются разные виды театров : кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр бибабо, театр на ложках и т. д. Дети с удовольствием используют все виды театров в своей деятельности. Но более подробно остановимся на настольном театре.
История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней по-знакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не оши-бемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах. И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору – будь то лавка, пенек или что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.
Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра : кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка и т. д., главное в этом театре – куклы : куклы-игрушки и куклы-картинки.
Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. Это:
- Воспитание творчески активной личности, раскрытие новых талантов детей средствами театрального искусства.
-Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность.
-Овладение практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
-Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи.
-Создание творческой атмосферы в детском коллективе, взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.
В отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т. п. – т. е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.
Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использо-вание театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в настольном театре представлены куклы всех объемов.
1. Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.
2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, на которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т. д.
3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые, игрушки из природного и бросового материала; объемные поделки из бумаги: игрушки на конусах, игрушки- топотушки, из поролона и др.
В настольном театре чаще всего используют фабричные игрушки, но очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Поэтому настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей. Детям очень интересно самим мастерить фигурки для настольного театра. Они с большим интересом рисуют, вырезают, лепят и конечно играют. Это для них как новые игрушки, только дороги они тем, что сделаны своими руками. Создавая настольный театр, мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью.
При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, необходимо соблюдать 1) принцип соразмерности: для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой или ниже, учитывая соотношение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. 2) принцип однофактурности: игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, пластилин, картон, природный материал).
Для инсценировки сказок необходимо использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т. д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от ваших возможностей и фантазии.
Разнообразие видов настольного театра очень велико. Свое название тот или иной вид получил в зависимости от материала из которого изготавливаются персонажи или способа их изготовления.
Описание слайда:
Плоскостной театр
Персонажи для настольно-плоскостного театра изготавливаются из картона, тонкой фанеры и ДВП. Каждая фигурка может являться двусторонней и иметь устойчивую подставку.
Конусный театр
Конусный театр –это куклы на основе бумажного или картонного конуса. Конусные куклы сложны в изготовлении, но зато, пожалуй, более выразительны, чем плоскостные.
Коробковый театр
Этот вид театра получил свое название в соответствии с видом материала из которого он изготовлен: коробочки разного размера и формы
Театр из природного материала
Персонажи и декорации изготавливаются из природного материала
Настольный театр «Ходилки»
Такой театр очень нравится детям, для такого театра необходимы любимые персонажи и пара отверстий для пальчиков
Настольный театр на пластиковых стаканчиках, пробках, кубиках и т. д.
Такой вариант тоже очень легко сделать, можно нарисовать самим персонажей или найти и вырезать, а затем приклеить на пробки, кубики, стаканчики и др. бросовый материал. Все гениальное просто.
При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.
Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется - играя, а в ИГРЕ он познаёт МИР! Приятного Вам творчества!
Практическая часть
Мастер-класс по изготовлению конусного театра
Этапы изготовления кукол для конусного театра :
1. Заранее распечатанные шаблоны вырезаем.
2. Одну сторону заготовки для конуса намазываем клеем, сворачиваем заготовку конусом и прижимаем.
3. На готовый конус приклеиваем голову куклы
4. Затем приклеиваем ручки, ножки, хвостики
5. Далее приклеиваются аксессуары (корзинка Красной шапочки, ружье для охотника, носок для бабушки).
Куклы готовы.
Рефлексия: Педагоги представляют свою работу в виде презентации сказки