Инна Дрозд
Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Цель : Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
Задачи :
разнообразить образовательную деятельность с детьми;
заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
обогатить устную речь дошкольников;
облегчить процесс запоминания сюжета.
Оборудование и материалы: видеопроектор, компьютер, кубики.
Уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг». Модное слово «storytelling» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п.
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков. Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Американские специалисты Чип и Ден Хиз выделили несколько принципов хороших историй :
простота; неожиданность; конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам; реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
Структура сторителлинга. В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: Когда-то давным-давно…. Садитесь поближе, я вам расскажу… Однажды… В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были…. Это произошло темной и дождливой ночью… Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Преимущества использования техники сторителлинг : Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно! Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
И так! Игра начинается!
Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
А теперь,уважаемые педагоги,я предлагаю вам окунуться в мир сторителлига. С педагогами проигрывается игра,учитывая все правила и структуру игр.