Султанова Галина Анатольевна
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»
Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – молоком, пеной для бритья;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Современные нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Оборудование: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка, зубочистки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А4,
аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования», CD – проигрыватель, проектор, ноутбук, флэш – носитель.
Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.
Ход мастер – класса :
Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Занятие с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. использую презентации на уроках по развитию речи по темам "Времена года", "Животные", "Кто у кого?" и т. д.
Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по рисованию на тему : «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству». А именно, поделиться опытом практической деятельности. Помимо традиционных методов рисования, я постоянно ищу новые, интересные, необычные способы рисования в нетрадиционных техниках.
Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности.
Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать.
1. Рисование на фольге.
Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.
2. Рисование зубочистками на клее ПВА.
Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.
Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.
3. Рисование на молоке.
Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:
— цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;
— разведенные в воде пищевые красители;
— плоская тарелка или неглубокий лоток;
— жидкое мыло или средство для мытья посуды.
Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.
И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением.
Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.
Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.
Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.
Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.
4. Клей для создания 3D эффекта.
Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Его или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности.
5. 3D рисунки.
3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Самое простое 3D изображение, которое под силу даже самому маленькому крохе, — это рисунок ладошки.
Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши. Вначале мы обводим раскрытую ладошку малыша простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект!
Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято ладонью, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой.
Ладошку мы штрихуем тем же черным фломастером, что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура ладони.
Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием.
6. Рисунок по соли.
Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.
Проведение электронной физкультминутки для педагогов «Веселая мышка».
7. Рисование пеной для бритья.
Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.
Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
8. Пуантилизм для детей.
Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной, и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей.
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.
Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
9. Гризайль (франц. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной)живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета. То есть вся работа выполняется исключительно краской одного или двух цветов, но разной тональности (где-то бледнее, где-то темнее, ярче).
10. Фроттаж
Техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани, эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).
Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев.
Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.
Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.
11. Зентангл и дудлинг.
Сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.
ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования
ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.
12. Техника рисования граттаж
Граттаж – это древняя техника нанесения рисунка методом выцарапывания. Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ. Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет подходящего диаметра. Традиционно для этого применяют гусиные перья, незаправленные перьевые ручки, деревянные палочки. Суть техники заключается в следующем – на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью. А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и красят тушью. Специфика техники
Прежде чем приступать к занятию граттажем, следует изучить особенности нанесения каждого из слоев. Так, после покрытия воскового слоя тушью вы получите черную полуматовую поверхность, с которой нужно обращаться крайне осторожно – не трогать руками, не брызгать водой. На ней сразу же останутся отпечатки пальцев, которые потом ничем не удалить.
Перед началом работы нужно полностью просушить поверхность, а на «нерабочие» участки положить чистый лист бумаги или салфетку. Если восковой картон недосушить, у вас не получится процарапать ровную линию – материал будет крошиться. Также очень важно работать на абсолютно ровной поверхности, чтобы картон не сгибался и не переламывался. Лучше всего зафиксировать рабочий лист скотчем на листе фанеры.
Итак, какие материалы и инструменты понадобятся вам для создания рисунка в технике граттаж :
плотная бумага или лист картона;
черная тушь или гуашь;
парафиновая свеча, масляная пастель или восковые мелки;
широкая плоская кисть с мягким ворсом;
гусиное перо или деревянная шпажка (зубочистка, любой удобный инструмент для процарапывания).
Сейчас я, предлагаю Вам немного расслабиться и попробовать порисовать в технике «граттаж».
Для сегодняшнего граттажа для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Закройте глаза, представьте, что вы оказались в подводном мире, представьте, что и кого вы увидели. Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет. Для работы в технике граттаж рисунок нужно процарапывать зубочисткой на заготовке. Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз что вы хотите нарисовать и приступайте. (после выполнения работы участники садятся на свои места).
Заключение
Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.
Занятия нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационные,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются