Елена Маслова
Мастер-класс для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек — финансовой грамотности урок»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1. В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП, по которой мы будем работать с 1 сентября 2023 г., начиная со старшего дошкольного возраста перед нами ставится задача знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
СЛАЙД 2
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сказка ложь, да в ней намек — финансовой грамотности урок“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В любой сказке экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Работу по формированию основ финансовой грамотности лучше начинать с исследования народных сказок - наиболее ценных с точки зрения экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
СЛАЙД 3
В системе работы со сказкой экономического содержания,
определены этапы работы (представлены на слайде).
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Игра «Угадай сказку»
1. Герою какой сказки мастерство строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка).
2. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
3. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок; Крылатый, мохнатый, да масляный)
4. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
5. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход, прибыль? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
6. Назовите сказку «Старикова дочь вернулась с большой прибылью, а мачехина дочка - с одними убытками» (Морозко)
СЛАЙД 4
С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующий игровое задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Экономика в сказках.
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)
2. «Федорино горе» (убытки, труд)
3. «Муха-цокотуха» (Деньги)
4. «Крылатый, мохнатый, да масляный» (распределение труда)
5. «Петушок и бобовое зернышко» (потребности, обмен, бартер)
8. «Кот в сапогах» (реклама)
8. «Огниво» (обмен, деньги)
СЛАЙД 5
Я буду задавать вопросы, а вы должны назвать сказку, если ответ будет правильный, то на экране мы с вами увидим обложку этой сказки.
1. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
Вывод: Знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.
СЛАЙД 6 Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения.
Сказки можно разделить на несколько групп… Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
СЛАЙД 7 Сказки, отражающие труд людей.
В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
СЛАЙД 8. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве.
Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
СЛАЙД 9. Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
СЛАЙД 10. Сказки, знакомящие с понятием «реклама».
Знакомя детей со сказкой нужно стараться вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
Задание «Проблемная ситуация»
Интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Ситуация № 1. «Поможем Буратино»
Буратино просит помочь ему. У него есть 5 золотых монет, ему нужно купить куртку Папе Карло и Азбуку, а он не знает, как это сделать.
Вопросы к детям:
В каком магазине продаются куртки?
В каком магазине можно купить азбуку?
Как потратить деньги?
Что дешевле, что дороже?
Что можно купить сначала, а что потом?
Ситуация № 2 «Заработанные деньги».
Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.
Вопросы к детям:
Как Белочке заплатить за работу мышатам?
Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Ситуация № 3. «Любимое варенье».
Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. К сожалению, покупателей было мало. Карлсону очень хотелось, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды».
Вопросы к детям:
Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?
Дети могут изготовить плакат рекламу для Карлосона.
Ситуация № 4. «Где держать деньги?»
Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывал монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.
Вопросы к детям:
О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?
Для чего люди кладут деньги на банковский счет?
Можно на основе одной сказки смоделировать ситуации, объясняющие разные экономические ситуации.
СЛАЙД 11
Вывод: сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Экономическое содержание позволит развить у дошкольников системный взгляд на мир, сформировать новую социо – культурную позицию ребенка.