Наталья Жуланова
Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Полянка» Яшкинского муниципального района
Мастер – класс для педагогов
«Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»
Подготовила:
Воспитатель Жуланова Н. Г.
-2019-
«Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Цель: повышение педагогического мастерства педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с использованием нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
3. Создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений.
Оборудование:
цветные карандаши, пуговицы, бельевые прищепки, пластмассовые крышки от бутылок.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе.
Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
Поднимите все ладошки
и потрите их немножко.
дружно хлопните, раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
продолжайте потирать! (потирают руки)
мой сосед такой хороший!
я ему пожму ладоши. (Пожимают руки с одной стороны)
и другой сосед хороший-
и ему пожму ладоши. (Пожимают руки с другой стороны)
руки вверх поднять пора. (Поднимают руки вверх)
крикнем дружное: ура! (машут руками)
Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Сначала я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками :
• мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки,
• учитывать возрастные особенности детей.
Сейчас очень много фабричных игр для развития мелкой моторики рук. Некоторые из этих игр представлены у нас на выставке. А сегодня мне бы хотелось показать те игры, которые сделаны своими руками и которые я использую в своей повседневной работе с детьми, а также советую использовать родителям в домашних условиях.
Игры из бросового материала
Начнём с обычных пластмассовых крышек от бутылок, которые доступны каждому из нас. Такие игры способствуют развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики рук.
Пальчиковая игра «Башмачки»
Берём пластмассовые крышки от бутылок (2 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
С крышечками ещё можно играть, распределив их по цвету раскладывать в баночки.
С большим интересом дети откручивают и закручивают пробки на разных панно. Например, «Цветочная поляна», «Стоп, машина – светофор», «Заведи» самолётик».
Игра с бельевыми прищепками
Цель этих игр развитие силы пальчиков рук.
Пальчиковая игра «Уточки и гуси» :
Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищипываем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого). Давайте попробуем вместе с вами. На каждый ударный слог меняйте пальчик.
На левой руке
5-- – 4 –-- 3 ---– 2
наши уточки с утра
2 –-- 3 –-- 4 – ---5
кря - кря – кря – кря!
На правой руке:
5--- – 4--- – 3 ---– 2
наши гуси у пруда
2 ---– 3 ---– 4 ---– 5
га – га – га – га!
Пальчиковая игра «Котёнок»
Правила такие же как и в предыдущей игре:
На левой руке
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
На правой руке
НО я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Можно детям предложить игры, которые развивают совместно с мелкой моторикой ещё внимание и логическое мышление:
«приделай зайцу уши»,
«Подбери рыбке – хвостик»,
«Приделай солнышку – лучики и т. д.
Бельевые прищепки разных размеров подвешиваются на верёвочку, используем это в игре «Сушим бельё».
Игры с пуговицами.
Наверняка у каждого из вас дома, а может уже и на работе, найдётся большая коллекция пуговиц. Чтобы они не захламляли ваши шкафы, предлагаю их использовать в работе с нашими детьми. Игры с пуговицами развивают мелкую моторику рук, а также творчество, воображение, внимание, логическое мышление и усидчивость.
Существует множество упражнений с пуговицами:
• застёгивание и расстёгивание пришитых пуговиц;
• нанизывание пуговиц на нитку или проволоку;
• раскладывание пуговиц на столе от самой маленькой до самой большой (или наоборот)
• выкладывание гирлянд и монист из разноцветных пуговиц;
• складывание пуговиц одну на одну так, чтобы получилась прочная и высокая пирамида;
• выкладывание орнамента и фигурок из пуговиц;
• запускать пуговицы, поставленные на ребро;
• составление с помощью пуговиц по контуру картинок (например, мячик, домик, бусы, геометрические фигуры и т. д.)
Я вам предлагаю
Игру «Мозаика из пуговиц»
Ребёнок в свободные кружочки выкладывает пуговицы по цветам или размерам.
Упражнения с шестигранными карандашами
Цель этих упражнений в первую очередь – это массаж кистей рук. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. При этом можно проговаривать стихотворение:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик
Быть послушным научу
Можно попросить ребёнка сделать «мостик», зажав его сначала между указательными пальцами, затем между средними и т. д. А взрослый в это время может пройтись по этому мостику указательным и средним пальцами своей руки, проговаривая:
Я по мостику пойду
И подарочек найду.
Ещё одна интересная игра с круглой щёткой для волос.
Цель его такая же как и упражнения с карандашом. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
Также можно катать в ладошках шишки.
Аквагимнастика, песочная терапия, игры с крупами
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т. д. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
Также хочется сказать, что очень эффективным способом является не только миска с водой, но и с песком или с различной крупой. Дети любят искать предметы и радуются, когда их находят.
А называется она «Волшебный коврик». На этот коврик можно насадить различные мелкие предметы. Сделать какую – либо сюжетную картинку. Пофантазировать.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста очень нравится складывать предметы в какую – нибудь ёмкость. Чтобы это было ещё более интересней и занимательней, я сделала из ведёрка вот такого колобка, которого надо покормить (например, фасолью). И дети с удовольствием выполняют это задание.
Волшебный коврик»
Есть у нас игра такая
Очень лёгкая, простая.
А называется она «Волшебный коврик». Сам коврик колючий, задевая за него, ребёнок непринуждённо делает себе массаж на кончиках пальцев. Коврик может служить лужайкой, огородом, полянкой и т. д. На этом коврике можно расположить различные мелкие предметы (овощи, если это огород, ягоды и грибы, если это лес, цветочки, если это полянка и т. д.) Т. е. предложить сделать детям какую – либо сюжетную картинку. Пофантазировать.
Игры с трубочками
Сейчас я хочу вам предложить 5 простых игр с коктейльными трубочками, направленных на развитие мелкой моторики.
Такие варианты подойдут деткам от 1 года. Покажите ребёнку, как это работает, и он сам захочет повторить это с большим интересом.
«Строим башенки»
В качестве фундамента можно использовать массу для лепки, а самим строительным материалом возьмём трубочки, макароны, колечки или сушки. (Раскатайте массу, воткните в неё трубочки, украсьте трубочки макаронами и колечками).
«Всем по домику»
В каждую трубочку можно спрятать спагетти, параллельно изучать понятие толще – тоньше.
«Цифры и буквы»
Нарисуйте на пластилине цифру или букву, любую несложную картинку. И попросите ребёнка по контуру расположить трубочки, такая игра не только развивает мелкую моторику, но и способствует изучению цифр, алфавита, геометрических фигур.
«Делаем ёжиков»
Из массы и разрезанных трубочек можно сделать причудливых ёжиков, ребёнку наверняка понравится такая игра, особенно, если обыграть героев.
«Ожерелье»
Сделайте вместе с ребёнком из обрезков трубочек ожерелье, которые девочки могут носить как украшение, а мальчики подарить мамам.
Надеюсь, что мои идеи вам понравились, я буду рада, если что – то вы будете использовать в своей работе.
В заключение нашего мастер-класса хочется прочитать вам стихотворение:
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
Спасибо за внимание!