Марина Хворова
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование сказок
Моделирование-предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели прежде всего рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает активный словарь, активизирует связную речь, воздействует на все органы чувств.
Выразительные движения (по-другому пантомима)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие творческого воображения посредством сказки“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей дошкольников. Усвоение того или иного выразительного движения или жеста происходит в специально подобранных упражнениях, а также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений здесь выступают - слово и музыка.
Проблемные ситуации
Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - открытие нового, неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне художественного произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации конечно же требует постановки проблемного вопроса. Здесь полезно задавать вопросы поискового характера. Используя игры ТРИЗ: «Да-нетка», «Страна Котляндия», «Волшебный поясок», «Хорошо-плохо». Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете, действие плохие и хорошие стороны. Решая «сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Очень важно, чтобы взрослые после игр обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни. Здесь стоит задать вопросы такого характера - Как поругать героев сказки? Как их помирить? Для чего нужен журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?
Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого. (В каких других сказках встречаются лиса и журавль? Дети начинают вспоминать, проводить параллели.)
«Волшебная палочка»
Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Эксперименты в сказках
Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. (С помощью трубочки из-под сока можно «съесть» жидкую манную кашу как из кувшина, так и из тарелки.)
Сказки «от живых капель и клякс»
Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.
Сказка продолжается
Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. (Например, лиса с журавлем пришли в лесное кафе и помирились.
Творческие задания
Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью нового образа, рисунка, сказки. Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке:
1. Рассказать знакомую сказку по кругу.
2. Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
3. Придумать шуточные вопросы героям сказки.
4. Придумывание своей сказки «Как лиса с журавлем подружились».
5. Разыгрывание придуманных сказок.
6. Изготовление атрибутов для игры – драматизации.
7. Нарисовать карандашами только то, что понравилось.
8. Придумать новое название сказки.
9. Придумать загадку, отражающую идею сказки.
10. Книгоиздательство (обложка, иллюстрации).
11. Могут быть и другие творческие задания:
Сказки, но по-новому
Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. (Например, журавль первым вздумал пригласить лису в гости на званый пир).
Семейная сказка. Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.
Сказки-презентации
Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.
Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников.
Нарисуй сказку
«Когда я слушаю - узнаю, когда я делаю - запоминаю». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому, коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. Результаты совместного творчества детей и родителей можно представить на выставке «Наш вернисаж».
Игровые задания
При выполнении игровых заданий учитываю изобразительные умения детей:
-Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети
рисуют.
-Дети рисуют различные эпизоды сказки, самостоятельно подбирая фон к рисунку.
-Рисование фантастического животного.
-Путешествие по цветной бумаге (на длинной полосе). Каждый ребенок рисует свой эпизод сказки.
-Рисование карикатур на сказочных героев.