Ирина Николаева
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ№ «Д/С 401»
___Л. Г. Гончарова
Мастер – класс для педагогов
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»
Подготовил:
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
учитель - дефектолог
Николаева Ирина Викторовна
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Эти слова принадлежащие великому педагогу В. А. Сухомлинскому, не утратили своей актуальности и сегодня.
Опыт показывает, что у детей с нарушением зрения уровень развития тонкой моторики кистей и пальцев отстают от уровня развития мелкой моторики детей с нормальным зрением. Двигательная организация пальцев рук у детей с нарушением зрения в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, перестановок, нарушений оптико-простанственной ориентации. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Для этого используются приемы:
• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. • последовательность — (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении — на правой и левой руке одновременно.
• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;
Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение, так как объем памяти у ребенка ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что – то неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте ребенку уверенность в том, что у него все получиться.
Одной из форм работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Среди разнообразия пальчиковых игр для развития мелкой моторики ведущее место занимает двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, таких как:
-массажные мячики;
-платочки;
-крупные бигуди;
-прищепки;
-счетные палочки;
-решетки;
-зубные щетки;
-шестигранные карандаши;
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворенияизображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище).
Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- Коррекционно- образовательные: формирование познавательной активности и творческого воображения детей; проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук;
- Коррекционно- развивающие : развитие артикуляционной и мелкой моторики; развитие тактильной чувствительности рук; развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
-Коррекционно- воспитательные : создание положительного эмоционального фона, формирование дружеских взаимоотношений, формирование положительной мотивации на занятии.
Прежде чем показывать пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнение упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать собственную увлеченность игрой.