Ольга Гончаренко
Мастер-класс для педагогов «Развитие лексико — грамматического строя и связной речи через нетрадиционные техники»
Мастер – класс для педагогов на тему
«Развитие лексико – грамматического строя и связной речи через нетрадиционные техники»
Составитель: учитель – логопед Гончаренко О. Н.
Я приглашаю вас на необычный мастер – класс. В своей работе я веду кружок по развитию речи «Игротека. Хочу все знать». Главной задачей является расширение активного и пассивного словаря детей, развитие грамматического строя и связной речи, в том числе через использование различной продуктивной деятельности, чаще всего рисования.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие лексико — грамматического строя и связной речи через нетрадиционные техники“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы, педагоги, в своей работе практически постоянно используем различные речевые игры для активизации лексико – грамматического строя, например, игры «Один – много», «Посчитай от 1 до 5 и обратно», Подбери признак к заданному слову». Эти игры понятны детям, они с удовольствием играют в них. Я предлагаю немного их видоизменить.
Например: игра «Похвали слово». Любое слово ожидает, что его похвалят, заметят. Давайте похвалим названия животных подводного мира, по очереди. Т. к. сейчас присутствует взрослая аудитория, задание немного усложним: вашему вниманию я предлагаю необычных морских существ, с которыми обычно мы не знакомим детей.
Летучая рыба – необычная, морская, блестящая, сверкающая…
Лиственный морской дракон – морской, загадочный, необычный, маскирующийся…
Рыба – капля – противная, необычная, глубоководная, толстогубая…
Рыба – удильщик – страшная, опасная, хищная, ужасная…
Аксолотль – милый, необычный, забавный…
Меч – рыба – быстрая, морская, опасная, хищная…
Вы достаточно легко справились с заданием и теперь мы переходим дальше. В каждом объекте, который мы рассматриваем вместе с детьми, важны существенные детали. Давайте поиграем в игру «Что я вижу?» Каждому из вас я раздала картинки – раскраски на тему «Подводный мир».
- Что вы видите у медузы? У ската? У осьминога? И т. д.
- Расширив знания детей о месте обитания объекта, о его внешнем виде, о некоторых особенностях, переходим к умению сравнивать объекты. Некоторые легко сравнимы, а некоторые… например, на что похоже тельце медузы? (на купол парашюта, на зонтик и т. д.) А рыба - удильщик? А морской конек? Детям достаточно тяжело даются сравнительные образы, но в ходе
работы они с удовольствием фантазируют, размышляют, общаются. Они внедряют полученные знания в собственную речь, а это именно то, что нам и нужно.
Получив необходимый багаж знаний, уточнив строение объекта, мы готовы превратить скучные раскраски в полноценных живых существ. Когда ребенок раскрасил его, почему бы не использовать этот рисунок в игре, ведь играя, ребенок раскрывается, развивается и стремится к познанию.
Дети раскрашивают, отвечая на вопросы взрослого, это может быть индивидуальная работа, работа в малой подгруппе по 2 – 3 человека.
Например: (перечень вопросов в мастер – классе). Дети отвечают на вопросы педагога, пользуясь полным предложением. Кроме этого, логопед или педагог предлагает детям определить количество слогов в слове, количество звуков, выделить первый, последний звук (если это старшая группа, дать характеристику этим звукам, обозначать звук нужным цветом. Если это ребенок подготовительной к школе группы, можно сделать полный звуковой анализ слов с выделением гласного ударного звука. Как вы видите, вариантов для использования картинок вполне достаточно. Педагог может предложить ребенку придумать предложение с героем раскраски или целый рассказ.
- Надеюсь, что предложенные формы работы понравятся вам и вы сможете применить их в своей педагогической деятельности с детьми. Спасибо за внимание.