Майра Есиналимова
Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов
«Развитие коммуникативных навыков детей 5-7 лет»
Цель: развитие коммуникативных навыков старших дошкольников. Задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;
Развивать волевые качества : умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие коммуникативных навыков детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2023
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
«Круг знакомств»
Цель: Знакомство участников группы.
Давайте встанем с вами в один большой круг. Сейчас каждый представиться, назовет своё имя и покажет какое-нибудь движение, мимику или жест. Которое свойственное вам или придуманное. Все остальные повторяют как можно точнее его движение, мимику.
Упражнение «Молекулы и атомы»
Цель: развитие взаимодействия детей в группе
Все мы атомы и для общего дела нам предстоит объединиться. По сигналу. Молекулы по 3, по 6, по 12, по 2…
Упражнение «Каракули»
Цели: развитие способности к концентрации внимания; формирование коммуникативных навыков; развитие воображения, творческого мышления.
Выберите каждый по одному кружочку. А теперь найдите пару по цвету. Сядьте рядом со своей парой. Возьмите каждый себе по одному листку. Предлагаю вам нарисовать различные каракули, почеркушки, линии. Нарисовали?
А теперь обменяйтесь листочками со своим соседом. Постарайтесь увидеть в этих листочках, какое либо изображение (например лицо, предмет, животное и т. д.).
Можно дорисовать, разукрасить. Чтобы получился, какой ни будь рисунок. Закончили?
Теперь сядьте на эти стулья. Предлагаю выйти первой паре. Расскажите, что вы нарисовали? Вы довольны своим рисунком? У соседа спрашиваю: Понравилась ли вам эта картина?
Следующая пара ….
Упражнение «Шарики»
Цель: Сплотить и раскрепостить участников
Давайте разделимся на подгруппы по 5 человек. Сейчас раздам по два шара на группу. Нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.
Теперь соединитесь на подгруппы по 10 человек. Теперь один большой круг.
Упражнение «Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Упражнение «Давайте построим…»
Цель упражнения: сплочение коллектива.
Группа должна быстро, без слов, построить, используя все участников, следующие фигуры: треугольник, квадрат, круг, букву «А», птичий косяк.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Что понравилось вам в упражнении?
Упражнение «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.
Правило игры молча с закрытыми глазами, передают по кругу пиала с водой. Молча. Разрешается прикосновение рук, поиск рук
Анализ упражнения:
В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Упражнение «Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Описание игры: Каждый выскажет пожелания всем коллегам. Например: “Желаю вам всем удачи” и т. д.
Прощание
«Передай рисунок»
Число детей 6—12 лет, занятых в этой игре, не ограничено. Все игроки разбиваются на две равные команды. Каждая команда усаживается в свой замкнутый круг. Принцип игры, как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Этот игрок должен догадаться, что это такое, и быстро «передать» рисунок дальше. Обе команды получают одинаковое задание – рисунок от ведущего, роль которого вы, родители, можете взять на себя.
Правила игры должны соблюдать все игроки, за нарушение правил у команды отнимается очко. Победившая команда зарабатывает 5 очков. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми, чтобы сами игроки без особого труда догадывались о том, что изображает напарник. Заранее объясните детям, какие это могут быть значки: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочки и т. п. Соответственно этим значкам, ведущий должен подобрать простое задание.
Получив сообщение – рисунок, последний в цепочке быстро вслух называет загаданное изображение. Ведущий сравнивает этот ответ с первоначальным заданием, и если рисунок правильно отгадан, команда выигрывает.
"Расскажи о себе"
Цель: учить детей анализировать свои поступки, чувства, состояния и формулировать речевые высказывания по этому поводу.
Описание: педагог предлагает начало предложения а дети по очереди продолжают его и тем самым рассказывают о себе
- Больше всего на свете я люблю Что? Кого?
- Если бы я поймал "золотую рыбку", я бы,.
- Если бы мне разрешили, я бы.
- Если бы ко мне прилетел Карлсон, я бы,
- Больше всего на свете я не люблю
- Если бы я умел
- Если бы мне купили.
Сапожки в подарок
Дети парами сидят за отдельными столами (6—8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Маленький Мук в сапогах-скороходах». Детям предлагается сделать, подарки ним сказочным героям - новые, красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек, бумага двух цветов, цветные карандаши, краски, ножницы.
Взрослый поясняет, что сделать пару одинаковых сапожек детям необходимо вдвоем. Сначала надо решить, какие сапожки и кому в подарок они будут делать, потом выбрать трафареты, обвести их, придумать узор и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так чтобы у вас получилось два одинаковых сапожка. Сапожки нужно вырезать и затем подарить тому, кому вы решили».
Во время работы детей отмечается, как складываются их взаимоотношения (могут ли дети договориться, согласовывают ли между собой действия, обмениваются ли фразами, помогают ли друг другу); как дети преодолевают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребывают. Показателем дружной и согласованной работы являются сделанные сапожки.
Чашка
А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. Один из вас звонит по телефону другим и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Тот, кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.
Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.
Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимные моменты.