Алсу Гайфутдинова
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие диалогической речи детей»
▼ Скачать
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей. Дидактические игры и приемы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Развитие диалогической речи детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
1. Освежить знания педагогов о методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей строить диалог.
Диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Одной из главных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Задача взрослого — помочь ребенку усвоить это как можно быстрее. В решении этой задачи лучший помощник – игра. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Такие игры создают благоприятный эмоциональный климат. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием.
Рассмотрим игры, используемые для развития диалогической речи.
Игра «Давай поговорим»
Игра предназначена для детей старшей и подготовительной группы.
Цель дидактической игры «Давай поговорим» :
· совершенствовать навыки создания диалога в зависимости от ситуации на картинке
· формировать умение высказывать свои суждения, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы,
· формировать у дошкольников коммуникативные навыки, культуру общения.
Краткое описание изготовления игры:
1. Для изготовления игры необходим белый картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, скотч, предметные картинки.
2. Необходимо вырезать карточки из картона.
3. Каждую карточку оформить в виде пазлов разной конфигурации.
4. Подобрать предметные картинки с изображением явлений природы, животных, птиц, фигур детей и т. д., наклеить их на карточки. Для прочности обклеить карточки скотчем.
Ход игры:
Воспитатель:
Предметы и герои, которые изображены на картинках, не только умеют думать, чувствовать, разговаривать, но и общаться между собой.
Выберите себе понравившуюся картинку, и найти себе пару.
Теперь посоветуйтесь, о чем бы вы хотели поговорить между собой.
- Кто готов побеседовать друг с другом.
В процессе дидактической игры дети устанавливают взаимосвязь между объектами, изображенными на карточке (синица и береза, кормушка и синица, кошка и воробей, девочка и снежинка, девочка и снег, собака и мальчик, ель и дятел, еж и елка, мальчик и снежная баба, береза и дятел и т. д., самостоятельно строят новый сюжет, согласовывают его между собой, создают от лица персонажей общий диалог, рассказывая, о чем они думают, что ощущают, дают советы по новому поведению персонажа, и кратко двумя-тремя предложениями реагируют на высказывания собеседника. Таким образом, образуется диалог.
Береза – синица
Синица: Береза, мне так нравятся твои тоненькие веточки.
Береза: А почему они тебе нравятся?
Синица: Я зацеплюсь за веточки лапками, повисну вниз головой и качаюсь.
Береза: Будь осторожна, не упади, да и веточки не сломай
Кормушка - синица
Кормушка: Прилетела?
Синица: Да, очень есть хочется
Кормушка: Замерзла?
Синица: Нам страшен больше голод, чем холод. Вот сейчас поклюю, и тепло будет.
Кормушка: Прилетай, я буду тебя ждать
Кошка – воробей
Кошка: Привет, воробушек! Иди ко мне поближе
Воробей: Ну, уж нет, уважаемая кошка. Я лучше останусь здесь, на веточке
Кошка: Холодно тебе?
Воробей: Хо-лод-но.
Собака – мальчик
Собака: Мой друг идет. Побегу его встречать.
Мальчик: Привет, Дружок! Как дела?
Собака: хорошо. Дай я тебя лизну.
Мальчик: Дай лапу мне
Мальчик – снежная баба
Мальчик: Ты почему грустишь?
Снежная баба: На улице тепло. Боюсь, растаю.
Мальчик: Не переживай, я по телевизору видел, что завтра будет снег и мороз.
Снежная баба: Спасибо! Обрадовал! постою еще, порадую детей!
Аналогично можно играть в игру, сделав карточки на весеннюю тематику, например: мальчик и подснежник, скворец и скворечник, грач и божья коровка, еж и девочка, солнце и снег, еж и елка, девочка и ручей и др.
Данная дидактическая игра позволяет активизировать речь детей, развивает диалогическую речь, способствует развитию мыслительных операций, расширяет возможности их подготовки к обучению в школе. Развивает у детей умение слушать собеседника, воспитывает культуру диалога.
Игра «Отвечай быстро»
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры:
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
Зелёный – лист, огурец, крокодил
Голубой – мяч, вагон, цвет, глаз, камень
Жёлтый –лимон, карандаш, осенний лист, цветок, подсолнух
Оранжевый – апельсин, мандарин, костюм, цвет, цветок
Розовый – закат, цветок, цвет лица.
Игра «Угадай, кто я»
Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Ход игры: Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.
Например:
— Я очень маленького роста,
— сообщает ведущий игрок.
— Ты – Дюймовочка?
– предполагает кто-либо из детей.
— Нет. Я не девочка, а мальчик.
— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
— Я думаю, что ты – Жихарка.
— Правильно. Угадавший ребенок становится ведущим.
Игра «Так бывает или нет?» («Небылицы»)
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры:
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Игра «Ошибка»
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры:
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».
Примеры суждений:
Карлсон жил в маленьком домике у леса.
Пятница идет после четверга.
Буратино — один из жителей цветочного городка.
Мыть руки вредно для здоровья.
Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
После зимы идёт весна.
Игра «Знатоки»
Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.
Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.
Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив.
Задания могут быть разные:
назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т. п. ;
покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т. п.
Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать… ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.
Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.
Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т. д.
Игра «Будь внимателен!»
Цель: Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.
Ход игры:
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».
Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
- Я еду в гости.
- Я победила в конкурсе воспитателей.
- У меня сегодня очень сильно болит голова.
- Я купила себе красивое платье.
- Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.
Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Вывод
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог—не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение. Поэтому, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Литература
1. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. — М. : Знание, 1988
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. — М. : Просвещение, 1993
3. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб. ; М. ; Харьков, Минск: Питер, 1998
4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. — М. : Современность, 1999
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М. : Академия, 2000
6. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М. : Академия, 1999
7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? — М. : Просвещение, 1988
8. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль: Гринго, 1995
9. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М. : Изд-во института психотерапии, 2001