Альбина Агапова
Мастер-класс для педагогов «Проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Проведение артикуляционной и
дыхательной гимнастики с детьми»
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для того чтобы научить детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику, нам необходимо её освоить самим. Сегодня я познакомлю вас с методикой проведения гимнастики, и мы вместе с вами выполним некоторые упражнения.
Практическая часть
Дыхательные игровые упражнения – это упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха, на развитие речевого дыхания, выработку воздушной струи.
Перед выполнением артикуляционной гимнастики предлагаю вам выполнить несколько упражнений дыхательной гимнастики на выработку воздушной струи.
Упражнение «Подуй на ладошку», «Подуй на снежинку», «Капает дождик», «Бабочка на цветочке».
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Воздушная струя должна быть холодная. Если воздушная струя тёплая, значит, ребёнок дует неправильно. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Продолжительность игровых упражнений 3-5 минут упражнение повторяется 3-5 раз, дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики.
1. Упражнение «Заборчик»
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
2. Упражнение «Бегемотик рот открыл». Детям интересны упражнения в стихотворном сопровождении.
Описание: Медленно открываем, закрываем рот.
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл.
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота
3. Упражнение «Месим тесто»
Описание: Пошлепывая язычок губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
4. Упражнение «Часики»
Описание: Язычок поворачивается влево, вправо касаясь уголков губ.
5. Упражнение «Хомячок»
Описание: Надуваем щечки, сдуваем.
Хомячок надует щечки, у него зерно в мешочках.
Спасибо нашим волшебникам.
А так же можно сопровождать гимнастику игрой с игрушкой, текстом, сказкой или стихотворением.
Предлагаю вам послушать сказку о Веселом язычке и выполнить упражнения
Сказка о Веселом Язычке
Жил-был Веселый Язычок в своем домике, а домик это рот.
Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко.
Посмотрел налево, направо. (движения языка направо – налево).
Вниз посмотрел : нет ли луж? (движение языка вниз).
Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх)
Вышел Язычок на крыльцо дома.
Вокруг дома длинный забор. Вот такой. (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).
Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).
«Пора и мне спать» - подумал Язычок, и отправился домой.
Таким образом, уважаемые педагоги, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением