Екатерина Михеева
Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов
Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Составила
Михеева Е. Н.
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»
Цель:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в области применения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе детского сада в ходе активного педагогического общения.
Задачи мастер-класса :
• расширить знания педагогов МАДОУ о многообразии игровых приемов ТРИЗ - технологии и практическом применении их в повседневной жизни детского сада;
• побудить к использованию игр ТРИЗ - технологии в совместной деятельности с детьми.
• сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование методов, приёмов ТРИЗ - технологии в своей педагогической деятельности.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация.
Ход мероприятия:
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к созидательной жизни в завтрашнем дне. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.
Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.
Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю, не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И если вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, вы тоже не лишены нестандартности в мышлении.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем".
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Методы ТРИЗ
1. Мозговой штурм
предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:
как нарисовать картинку если нет карандаша;
как не намокнуть под дождем;
как оставить кусочек лета в зиму.
Напомним правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо".
2. Синектика
Это так называемый метод аналогий :
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий :
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т. д. ;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Используя этот метод педагог может попросить ребенка изобразить прямую аналогию.
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы ( нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
3. Данетка.
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
6. Метод Робинзона.
Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Педагог предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… ( возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т. д.
Практическая часть.
«Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
1 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету — плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
«Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход игры:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например :
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Я предлагаю вам выполнить задания со счетными палочками.
1. Перед вами дом, выложите его из палочек.
2. Переложите 3 палочки так, чтобы домик повернулся в другую сторону.
Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.
2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник
Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.
Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.
А сейчас я приглашаю вас поиграть:
Игра «Теремок» (системный анализ)
Материал: картинки с изображением человека, птиц, животных, растений, насекомых.
Ход игры: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок. Как по полю - полю, гость бежит (картинка с изображением человека, у ворот остановился и стучит. Кто в теремочке живет.
Никто ему не ответил, решил он в теремке поселиться. (На стол кладется круг с изображением человека).
Вот по полю, по полю звери бегут
У дверей остановились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, а вы кто?
Участники: Мы звери, можно мы с тобой жить будем?
Педагог : я вас пущу, если вы мне расскажите, чем вы звери на нас людей похожи?
Ответы: Мы дышим, растем, питаемся, у нас есть глаза и т. д
Педагог : проходите, пожалуйста (на стол кладется круг с изображением животных)
Вот к теремочку птицы летят
У дверей приземлились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, а вы кто?
Участники: мы птицы, можно мы с вами жить будем?
Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы птицы от зверей отличаетесь?
Ответы: тело птицы покрыто перьями, а звери шерстью. У птиц крылья, а у зверей лапы. У птиц — клюв, а у зверей клюва нет.)
Педагог : Заходите к нам (на стол выкладывается круг с изображением птиц)
Вот по полю, по полю насекомые летят
У дверей приземлились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, а вы кто?
Участники: мы насекомые, можно мы с вами жить будем?
Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы насекомые на птиц похожи?
Ответы: насекомые могут летать и птицы тоже могут. У птиц и насекомых есть, голова, глава. У птиц птенцы из яиц появляются и у насекомых личинки из яиц появляются. Птицы и насекомые питаются растениями.
Педагог : проходите в наш теремок. (на стол выкладывается круг с изображением насекомых)
Вот в поле, в поле растения стоят
И своими ветками в окошечко стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, это – мы – насекомые, а вы кто?
Участники: мы растения, можно мы с вами жить будем?
Педагог : мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы растения от насекомых отличаетесь?
Ответы: насекомые могут передвигаться, а растения нет. Насекомые размножаются личинками, а растения – семенами и веточками. У растений есть корни, листья, а у насекомых их нет.)
Педагог : заходите в наш теремок (на стол выкладывается круг с изображением растений)
В нашем теремке все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы: в природе все взаимосвязано. Природу нужно любить, охранять и беречь.
В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В школах, на уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Рефлексия. Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить его детской игрой «Укрась солнышко».
Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:
• Информация интересная, масса впечатлений.
• Интересно, но обременительно.
• Бесполезно, безразлично.
Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия.