Помыткина Татьяна
Мастер-класс для педагогов «Эксперименты с водой со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Я рада вас здесь видеть.
Всем известно, что педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой
что-то новое и значимое.
Для начала я попрошу вас помочь мне сформулировать тему сегодняшнего мастер-класса. Я загадаю вам несколько загадок. Готовы?
1. Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
2. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
3. К маме-речке бегу и молчать не могу.
Я пока что не большой, появился я весной. (Ручей)
4. Не вода, не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
5. Чуть дрожит на ветке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
6. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
Молодцы! Отлично отгадываете! А как вы думаете, судя по ответам, о чем сегодня пойдет речь?. Совершенно верно.
На предыдущем мастер-классе нам рассказывали об экспериментальной деятельности детей с ОВЗ с такими материалами, как вода, песок и бумага. Всем очень понравилось! Поэтому я решила продолжить тему и углубиться более подробно в одно из направлений.
Тема мастер-класса: "Игры с водой как средство разностороннего развития ребенка с ОВЗ".
Слайд 1
«Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты и есть сама жизнь»
Антуан де Сен-Экзюпери о воде.
«Планета людей»
Актуальность темы. Вода, как особенный, естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой становятся развивающим условием. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Слайд 2
Цели игр с водой:
1. Знакомство ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
2. Регуляция психического поведения детей с ОВЗ. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: она способствует релаксации, расслаблению, снимает психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.
3. Развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации, что, в свою очередь, способствует развитию мышления и речи.
4. Овладение детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т. д.
5. Получение массы положительных эмоций.
Слайд 3
Игры с водой можно разделить на две группы:
o на контактные;
o на игры с предметами – орудиями.
И те, и другие игры относятся к экспериментальной деятельности.
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т. д.
В какие игры можно поиграть с детьми с ОВЗ?
Предлагаю вашему вниманию самые распространенные предметно-орудийные игры с водой от самых простых до более сложных.
Слайд 4
"Дождик"
Необходимый инвентарь: лейка, пластмассовые игрушки,
Ход игры: дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик.
Дождик, дождик, лейся пуще!
Пусть растет пшеница гуще!
Лейся, лейся как река,
Будет белая мука.
После этого дайте малышу полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Игра способствует развитию речи и мелкой моторики рук.
Слайд 5
"Сквозь сито"
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Ход игры: поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Слайд 6
"Струйка и фонтанчик"
Необходимый инвентарь: емкость с водой, груша.
Ход игры: ребенок набирает воду в грушу, а затем выливает ее сначала вниз (струйка, затем вверх (фонтанчик).
Игра развивает мелкую моторику, знакомит с понятиями направления движения "вниз", "вверх".
Слайд 7
"Поливаем цветы"
Необходимый инвентарь: лейка.
Ход деятельности: Объясните ребенку для чего нужно поливать цветы. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмем,
И воды в нее нальем,
Мы польем цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства предметов, знакомится с растительным миром.
Слайд 8
"Выжми мочалку"
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка
Ход игры: одну емкость заполните водой. Покажите ребенку как с помощью губки можно переносить воду из одной емкости в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Развивает мелкую моторику.
Слайд 9
"Кораблики"
Необходимый инвентарь: тазик с водой, бумага
Ход игры: покажите ребенку как можно бросать в воду мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Слайд 10
"Пузырьки"
Необходимый инвентарь: емкость, обработанная кипятком с кипяченой водой, пластиковые трубочки.
Ход игры: дети, путем выдувания воздуха в воду через трубочку, создают в ней много мелких пузырьков.
Игра развивает физиологическое дыхание. Вызывает у детей огромный эмоциональный отклик.
Вот здесь хочу обратить внимание на один момент. Многие наши дети, в силу своих особенностей здоровья, изначально не понимают как правильно выдувать из себя воздух, а пытаются, уже привычно им, из трубочек пить. Именно поэтому я предлагаю использовать здесь обработанную емкость и кипяченую воду. После непродолжительных тренировок, ребята справляются с заданием.
Слайд 11
"Окрашиваем водичку"
Необходимый инвентарь: стаканчики с водой, краски.
Ход игры: разлить в стаканчики воду, а затем добавлять в них разные краски.
Дети знакомятся со свойством воды, как она окрашивается. Игра развивает координацию движений и умение последовательно выполнять действия.
Слайд 12
"Налил - вылил"
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой стакан и один маленький стакан.
Ход игры: поставьте перед ребенком емкость с водой, покажите как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представление о свойствах вещества.
Слайд 13
"В час по чайной ложке"
Необходимый инвентарь: 2 стакана, столовая ложка
Ход игры: налейте воду в один стакан. Покажите ребенку как можно переливать ложкой воду из одного стакана в другой. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики. Помогает освоить понятия "пустой", "полный".
Слайд 14
"Поплывет или утонет"
Необходимый инвентарь: емкость с водой, различные пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, деревянные ложки.
Ход эксперимента: поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Слайд 15
"Шарики в воде"
В такой игре-эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: два тазика - пустой и наполненный до половины водой, пластмассовые шарики, столовая ложка.
Ход игры: попросите ребенка выловить из таза с водой по очереди все шарики ложкой и аккуратно перенести их в пустой тазик.
В такой игре-эксперименте развивается мелкая моторика, а также ребенок замечает, что пластмассовые шарики намокают, но не тонут.
Слайд 16
"Взбивание пены"
Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, жидкое мыло.
Ход игры: ребенок в емкость с водой наливает жидкое мыло и с помощью венчика взбивает пену. Затем ему нужно предложить потрогать пену, рассказать какая она легкая, воздушная.
Этот эксперимент знакомит ребенка со свойствами воды и пены, а также понятиями легкая (пена, тяжелая (вода). Очень полезен для развития мускулатуры кисти руки.
Слайд 17
"Волшебное свойство воды"
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, стакан, маленькая пластмассовая бутылка, губка.
Ход игры: ребенок вместе со взрослым наливает по очереди воду в разные емкости.
В ходе эксперимента он получает знания о том, что вода принимает форму заполняемого предмета, а также тренирует мелкую моторику рук.
Как мы видим, дети с огромным удовольствием включаются в экспериментальную деятельность с водой.
Слайд 18
Вывод.
Ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением ежедневно открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее его деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.
Таким образом, тема мастер-класса является актуальной. Игры с водой могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 19
Список использованной литературы:
1. А. Бостельман, М. Финк "Элементарные игровые действия для детей до 3-ех лет. Наблюдаем, поддерживаем и развиваем". Под редакцией Н. А. Воробьевой/Издательство: НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Москва 2015.
2. Е. В. Баранова "Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2-4 года. "/Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Д. Н. Колдина. "Игровые занятия для детей 2-3 лет. " Методическое пособие/Издательство: Творческий центр Сфера, 2012.
4. Е. Р. Баенская. "Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)." Москва: Теревинф - (Особый ребенок, 2007.
5. Картотека игр с водой. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/23/kartoteka-igr-s-vodoy
Слайд 20
Спасибо за внимание!
А теперь я хочу, чтобы вы сами приняли участие в весьма интересных экспериментах с водой, которые также можно показывать детям как развлечение.
Стол 1
Опыт "Гуляющая вода"
Стол 2
"Волшебная лампа"
Емкость в виде вазы, сок, растительное масло, таблетки шипучки, блестки.
Берем емкость и заполняем ее более, чем на половину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Насыпаем немного блесток и наблюдаем.
Такая самодельная лампа абсолютно безвредна в отличие от парафиновых, которые продаются в магазинах.
Стол 3
"Цветные капли"
Возьмите несколько маленьких одноразовых стаканчиков, в каждый из которых поместите 2 капли клея БФ и 2 капли акриловой краски определенного цвета. Тщательно перемешайте ингредиенты. В тазик или другую вместительную емкость налейте достаточное количество воды. Поочередно помещайте в воду разноцветные капли.
Вы можете наблюдать, как капли притягиваются друг к другу, образуя яркие многоцветные пятна.
Стол 4
"Торнадо"
Заполните водой пластиковую бутылку на три четверти.
Капните немного средства для мытья посуды.
Для большего эффекта добавьте туда же небольшую горсть блесток.
Плотно закрутите бутылку.
Переверните ее горлышком вниз и стремительно раскрутите вращательными движениями.
Вот вы и получили собственный, ручной торнадо!
Все просто: центробежная сила, которую вы создали путем вращения бутылки, заставляет двигаться воду по круговой траектории. Таким образом получается мини-вихрь, который можно воспроизводить несколько раз подряд, пока не надоест.
Стол 5
"Радужная вода"
Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.
1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.
Вы видите, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы.
Стол 6
"Вулкан"
Поставьте на стол маленькую пластиковую бутылочку и вылепите вокруг нее вулкан из глины или песка. Засыпьте в емкость 2 столовых ложки соды, добавьте приблизительно 50-70 мл теплой воды, несколько капель красного пищевого красителя, а в самом конце – четверть стакана уксуса. На ваших глазах произойдет самое настоящее извержение вулкана, и ребенок будет в восторге.
Стол 7
"Самонадувающийся шарик"
Вам понадобится: воздушные шарики, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода. Чтобы показать ребенку этот забавный эксперимент, заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимите его с бутылки, завяжите и потрите о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и будет держаться там несколько часов!