Наталия Борисовна Овсянникова
Мастер-класс для педагогов по раннему профессиональному ориентированию старших дошкольников «Кто как работает?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных методов и приёмов по раннему профессиональному ориентированию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о методах и приёмах по раннему профессиональному просвещениюстарших дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по раннему профессиональному ориентированию старших дошкольников „Кто как работает?“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
2. Вызвать интерес к раннему профессиональному ориентированию дошкольников и желание педагогов применять его в практической деятельности.
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса
Ход мастер–класса :
Уважаемые коллеги! Профессиональное просвещение детей старшего дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Сегодня мы хотим познакомить вас с интересными и эффективными формами в этом направлении, которые мы используем в своей педагогической деятельности.
Процесс раннего профессионального ориентирования реализуется через различные формы его организации – занятия, решения проблемных ситуаций, загадки и сказки, экскурсии и виртуальные экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр тематических мультфильмов и документальных фильмов посвященных различным профессиям.
Разминка:
Игра с мячом «Назови профессию».
(Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).
Педагог : - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).
Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
Важным средством развития представлений о труде взрослых являются экскурсии и виртуальные экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда и его условия. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости.
Сюжетно-ролевые игры направленные на раннее профессиональное ориентирование развивается по определенной структуре по следующим компонентам:
1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры (пожарный, полицейский, строитель, садовник, продавец, парикмахер и т. д.).
2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли различных профессий (конструирование, уход за растениями, работа за прилавком магазина, имитация тушения пожара, имитация действий парикмахера и других профессий).
3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов имеющихся в распоряжении ребенка.
4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в репликах, замечаниях, посредствам которых регулируется весь ход игры.
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Физкультминутка
«Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
«Пилоты»
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии являются дидактические игры. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, расширяют словарь, учат общению. И используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых и их трудовые процессы эффективны, но большое количество профессий и трудовые процессы невозможно представить для наблюдения или проигрывания. Поэтому возникает необходимость создания картотеки дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.
Игра «Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Игра «Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, нашмастер-класс подошел к концу.
Надеемся, вам понравились игрыи вы будете использовать их в своей деятельности.