Елена Жибинова
Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Курагинский детский сад № 15
Мастер – класс для педагогов по познавательно – исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Автор: Жибинова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Тема мастер – класса : «Развитие речи детей через познавательно- исследовательскую деятельность с использованием технологии А. И Савенкова»
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Цель: Ознакомление педагогических работников с технологией А. И Савенкова.
Задачи:
-пробуждать интерес к исследовательской деятельности через технологию А. И. Савенкова.
- развитие начальной компетенции у педагогов, исследовательских умений и способностей
- познакомить с онлайн инструментом: «Ментиметром»
Категория участников: Воспитатели, эксперты.
Оборудование: Актовый зал, 4 стола, 10 стульев, доска, книги, ноутбук, карточки с изображением плана исследования.
Предполагаемый результат: Педагогические работники (воспитатели, эксперты) ознакомились с основными видами деятельности в ДОУ по направлению «Развитие речи детей через познавательно- исследовательскую деятельность с использованием технологии А. И Савенкова»
Ход мастер – класса
Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер- класса – это «Развитие речи детей через познавательно - исследовательскую деятельность с использованием технологии А. И Савенкова». В ходе работы я Вас познакомлю с технологией в этом направлении.
Я работаю на логопедической группе первый год, и столкнулась с тем, что у детей плохо развита речь. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, что бы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Ведь успех моих детей превыше всего, и для достижения лучших результатов, я решила развивать речь через исследовательскую деятельность. В ходе этого направления дети учатся задать опросы, строить краткие и развёрнутые ответы, обосновывать свои предположения и выводы.
Ведущий: Перейдем к самой технологии. Автор: Александр Ильич Савенков, доктор педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития.
Ведущий: Как Вы думаете, важна ли исследовательская деятельность доу? Ответы педагогов
Ведущий: Кто из вас знаком с техникой А. И. Савенкова? Ответы педагогов
Сейчас я познакомлю вас с пошаговым алгоритмом осуществления познавательно-исследовательской деятельности.
1 шаг: выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию.
Развивать умения видеть проблему, с помощью различных заданий и упражнений.
2 шаг: выбор темы исследования.
3 шаг: определение цели и задач исследования.
4 шаг: выдвижение гипотезы.
5 шаг: составление плана исследования: возможные пути и методы исследования.
6 шаг: сбор материала
7 шаг: обобщение материала
8 шаг: презентация итогов исследования и указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.
Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования. Рассмотрим специфику тренировочных занятий по алгоритму.
1. Выбор темы
Самым первым этапом этой большой работы является определение темы исследования. Рассмотрим картинки и определим тему своего исследования.
Раскладываем все приготовленные материалы и объявляем: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые.
2. Составление плана исследования
Объясним исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений по теме. И для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Как узнать?».
3. Карточка «Подумать» Что вы знаете об этом предмете, и тд.
4. Спросить у другого человека» Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете.
Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым. На первых порах это вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать воспитателя и друг друга.
5.«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. В ходе занятия, кроме педагога, ребенку-исследователю мало кто может помочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым к возможным вопросам.
6.«Посмотреть интернете» Первая пара с карточкой компьютер – подходят к компьютеру и смотрят презентацию, или видео и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
7.«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Дети подходят к столу и проводят эксперименты предложенные педагогом и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
8. Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем наши пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. С одной стороны, для детей это очень трудная задача, с другой, если не сковывать их инициативы, они часто делают высказывания весьма близкие к существу дела.
Научить ребенка смело высказывать свои определения — очень важная задача обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена.
Вот мы разобрали алгоритм осуществления исследовательской деятельности.
А сейчас я предлагаю проработать на себе эту технику. Познакомлю вас с интернет ресурсом ментиметр.
Скажите, вы знакомы с ментриметром? Ответы педагогов.
По методике обращаемся к нашим карточкам: посмотри в книге, спроси у другого человека, посмотри интернете,позвони. в течение трех пяти минут вы должны найти информацию доступным для вас способом
время вышло, расскажите что вы узнали, и из какого источника. Ответы педагогов.
Mentimeter — это сервис для создания интерактивных презентаций и встреч, где бы вы ни находились. Используйте опросы, викторины, вопросы/ответы и многое другое, чтобы сделать лекцию, семинар, встречу максимально интерактивной и интересной.
О Mentimeter
Создавайте интерактивные презентации с помощью простого и понятного онлайн-редактора. Добавляйте в презентацию вопросы, опросы, викторины, слайды, изображения, гифки и многое другое, чтобы создавать веселые и увлекательные презентации.
Mentimeter — простой и доступный в освоении инструмент голосования,
обеспечивающий мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно
использовать для опроса студентов в режиме реального времени в аудитории,
поскольку он доступен и на мобильных устройствах, и в электронной среде.
Онлайн-опрос может включать серию вопросов с разными типами ответов:
множественный выбор (один или несколько из нескольких);
открытый ответ;
оценка по шкале;
ранжирование ответов в пределах 100%;
ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости. Педагоги проходят по ссылке, отвечают на вопросы в Mentimeter.
Вопрос с множественным выбором. Респондент может выбрать один или несколько правильных
ответов из множества.
Предлагаю вам пройти по ссылке, и ответить на опросы.
1. В чем представлена технология А. И. Савенкова.
* Выдвижение гипотез
*поиск и предложение возможных вариантов решения;
* сбор материала;
* подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
2. Что развивает данная методика?
3. Методика исследовательского обучения помогает детям:
* уметь видеть проблему и ставить вопросы;
*уметь доказывать;
* делать выводы;
* высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Ведущий через ментиметр подводит итог, делает выводы.
Спасибо за присутствие и участие в моем мастер – классе!