Елена
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для повышения уровня знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Предварительная работа: анкетирование педагогов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Оборудование и материалы: ИКТ-экран, цветы лотоса из бумаги для опыта, маленький тазик с водой, салфетки белые, фломастеры по цвету радуги, плоская тарелка с водой, тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватные палочки, цветы лотоса для рефлексии.
Вводная часть:
Добрый день коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Но для начала давайте с вами поприветствуем друг друга. Каждый участник по кругу должен поздороваться с соседом используя какое-либо свое невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой) так и контактное (пожать руку, обнять).
Сегодня мы с вами собрались обсудить вопрос, касающийся по итогам нашего анкетирования. Как вы помните мы с вами заполняли анкету, прошу обратить внимание на экран (слайд №3)
Теоретическая часть.
В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование? Какие типы исследований используете вы в своей работе? Мы все знаем, что основной задачей является «творческий исследовательский характер». Так что же значит «творческий исследовательский характер»? И кто может ответить на ряд вопросов: что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть всем детям? Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Если мы не будем развивать детей с помощью экспериментирования, у нас есть шансы:
• не развивать детское творчество;
• они не смогут полностью получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях;
• до конца не сможем развивать мыслительные процессы;
• не сможем достаточно накопить фонд умственных приемов и операций;
• не смогут научиться анализировать и сделать выводы итд итп.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Практическая значимость.
Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
Практическая часть
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же, как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Вы, наверное, помните лягушку из произведения Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница». Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, придумать историю о том, что же с ней произошло дальше. И для этого мне необходимо три желающих, перед вами три стола с различными материалами и схемами вашей работы, кто и сколько человек будет работать за каждым столом. А для того, чтобы вам было не так страшно придумать продолжение для произведения, я предлагаю вашему вниманию небольшое вступление.
Так как лягушка была очень любопытная, то захотела вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз она решила далеко от пруда не улетать, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом (на экране изображение пруда и лягушки).
Опыт 1.
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилась радуга.
Все вокруг лягушке было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым она могла бы поделиться своими открытиями. И она решила его нарисовать, и назвать его Капитошкой.
Опыт 2.
Оборудование: салфетки белые, фломастеры желательно по цветам радуги, тарелки, вода
От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски, располагая цвета друг за другом как на радуге.
Теперь салфетку погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.
И наблюдаем, что получается. Радуга, получилась у нас! Красота!
Вывод: по шероховатой поверхности салфетки вода может подняться наверх. Шероховатость послужила, как лестница.
Лягушке и ее другу Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.
Опыт 3.
Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!
Как же получился взрыв цвета?
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Рефлексия.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям!
Пожалуйста поделитесь на лепестки кувшинок своим впечатлением. Вопрос:
Что я сегодня узнала?
Что для меня было интересно?
Что для меня было трудно?
Теперь я могу…
Я попробую…
Что меня удивило?