Вера Бурцева
Мастер-класс для педагогов «Плетение мандалы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство педагогов с различными возможностями использования арт-техники «Плетение мандалы» для раскрытия собственного потенциала и работы с детьми.
Задачи:
• Раскрыть сущность понятия «мандала».
• Познакомить педагогов с техникой плетения мандалы.
• Развивать умение создавать узор, используя нить, как средство изображения.
• Активизировать творческую деятельность педагогов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Плетение мандалы“» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Плетеная мандала
- Плетение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Применять технику по плетению мандалы в работе с детьми.
Материалы и оборудование:деревянные палочки (по 4 шт. для каждого, разноцветные нитки, ножницы.
Ход мастер-класса
- Сегодня нам предстоит незабываемое путешествие, которое, я надеюсь, доставит только положительные эмоции. Нам всем придётся потрудиться, но в итоге получится необычный подарок. Интересно, с чем будет связано наше путешествие? Тогда отгадайте загадку:
Старый Федот сидит у ворот, счёт ведё т:
Дюжину отсчитает и сызнова начинает.
Или:
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится?
-Правильно, это календарь. Календарь необычный - народный. Жизнь каждого человека связана с календарём. Наша – особенно. Мы всегда заранее готовимся ко всем событиям, праздникам: необходимо украсить группу, подготовить утренник и т. д. По народному календарю – 25 декабря – Спиридон Солнцеворот – день зимнего солнцестояния. В одной из поговорок говорится: «На Спиридона Солнцеворота день на воробьиный скок прибавляется».Это время колядок, гаданий. В этот день было принято подниматься на самое возвышенное место за околицей деревни, чтобы взглянуть на низкое зимнее солнышко. Там же разжигали костер, чтобы «солнышко подогреть».
К этому обряду изготавливали солнечный символ, который привязывали к длинному шесту. Шест втыкали в снег у костра, развернув символ навстречу лучам солнца.
Сейчас мандалой могут назвать любой предмет, рисунок, который формой своей вписывается в круг и имеет определенную симметрию в узорах. Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо».
Мандалы - это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один мастер, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально "прочитать" суть мандалы по цветам и орнаменту.
Как бы то ни было, во всех культурах и традициях мандала была призвана затрагивать некие глубинные позитивные процессы, происходящие внутри человека и в окружающем мире, а также заключать в себе образы, способные оберегать и вдохновлять своего хозяина.
Предлагаю каждому сделать своюмандалу, отражающую его внутренний мир.
1. Сложим две палочки вместе и крепко свяжем их посередине узлом. Оставляем небольшой хвостик, который в процессе работы уйдет под оплётку.
2. Развернем палочки так, чтобы они образовали прямой крест. Будьте внимательны и следите, чтобы угол между палочками оставался 90 градусов в процессе плетения. Закрепим палочки, крепко обмотав их по 6-7 раз наискосок, сначала по одной диагонали, потом по второй. Проверьте, что крест прочный, а палочки не шатаются.
3. А теперь начинаем оплетать ниткой по кругу каждую палочку. Накидывая нитку сверху, делаем полный оборот вокруг палочки, и когда нитка снова окажется сверху, перекидываем ее на следующую палочку. Не забывайте о равномерном натяжении. Плетите, пока не увидите, что получается квадрат. Сделайте его такого размера, какого захотите.
4. Когда решите, что размер квадрата достаточный, обрежьте нитку с небольшим запасом и обвяжите ее вокруг той палочки, с которой начинали плетение квадрата обычным одиночным узлом. На деревянных палочках даже одиночный узел держится довольно крепко.
5. Затем привязываем к этой же или другой палочке нитку другого цвета, оставляя небольшой хвостик. И новым цветом начинаем опять двигаться по кругу. Когда дойдете до первой палочки, пустите под оплетку остававшийся там хвостик, предварительно немного его натянув. Пускайте под оплетку вообще все хвостики, которые будут оставаться у вас в процессе плетения.
6. Когда закончите плести вторым цветом, закрепите нитку. Самое простое - связать ее с остатком хвостика двойным узелком. Однако сложные мандалы, например, образные или лечебные плетутся вообще всего с одним узлом - и тот в конце.
7. А затем сплетем такой же квадрат на двух оставшихся палочках. Здесь достаточно одного цвета: он будет едва заметен в мандале. Размер должен быть точно таким, как размер первого квадрата, или на несколько миллиметров больше его.
8. Первый шаг сделан. Впереди - самое сложное: розетка. Розетка - это маленькое солнышко, которое получается в самом начале плетения мандалы и от качества которого зависит ее крепость и качество.
Положите два квадрата друг на друга, равномерно распределите палочки и привяжите нитку к одной из палочек нижнего квадрата.
9. Начинаем оплетать палочки нитками ЧЕРЕЗ ДВЕ. То есть, нитка проходит под мандалой, захватывает палочку через ДВЕ от предыдущей, делает оборот, и снова уходит под мандалу к следующей палочке через ДВЕ. Поначалу мандала может не слушаться и "гулять". Ваша задача - сделать один полный круг, вернуться туда, откуда начинали, после чего поправить квадраты относительно друг друга во всех плоскостях. Сделайте столько кругов, сколько захотите, но не забывайте во время плетения поправлять палочки относительно друг друга во всех плоскостях.
10. Вот как это будет выглядеть с изнанки. Узор, который получается при плетении "через две", называется "лучи". А вся эта композиция - розетка. Когда закончите плести этим цветом, закрепите нитку.
11. У нас готова розетка - самое сложное во всей мандале. Теперь приступаем к расслабленной части плетения - квадратам. Квадраты плетутся, почти как лучи, только ЧЕРЕЗ ОДНУ палочку. Получается, что мы плетем квадрат то на верхнем кресте, то на нижнем, как в самом начале. Привяжите к одной из палочек нижнего квадрата нитку нового цвета и начинайте плести через одну палочку. Закончив цвет - закрепите нитку узлом.
12. Сплетите квадрат точно такой же ширины, но уже на верхнем кресте. Можете выбрать другой цвет.
13. Добавим еще пару квадратов другого цвета.
14. А теперь снова поплетем лучи для разнообразия. Они делаются так же через две палочки, как и в начале в розетке.
15. Приступаем к плетению пояса. Привяжем нитку к любой палочке и начинаем последовательно оплетать палочки по кругу. Это, пожалуй, самый простой из узоров мандалы.
16. Ну и самый последний закрепляющий узор. У нас остались неоплетенные концы палочек длиной около сантиметра. Привяжите к одной из палочек нитку, которая будет завершающим цветовым аккордом в мандале.
- Мандала завершена. Мы создавали мандалы, используя те цвета, которые хотелось,к которым тянуласьрука. Посмотрите на значение цветов, которые вы выбрали.
- Вам интересно было плести мандалу?
- Что вы испытывали?
- Как вы думаете, чему способствует мандала?
- Когда и как мы можем её использовать в работе с детьми?
- С какого возраста можно использовать мандалу с дошкольниками?
- Вы будете использовать эту технику с детьми?